Чтобы преодолевать сотни километров, не заботясь о том, какие впереди препятствия на пути, многие россияне задумываются о приобретении настоящего вездехода. Речь идет не о пресловутых внедорожниках, которые скорее являются статусными транспортными средствами. Это машины, которые способны стать первопроходцами там, где не ступала нога человека, и прежде не проезжал автомобиль. К числу таковых относятся разработки отечественной компании ООО «Лесник», которые известны покупателям под таким же названием. Вездеходы названы очень символично, ведь они действительно пройти по любым дорогам, включая лесные и болотистые.
История вездехода «Лесник»
Свой путь к выпуску транспорта, способного покорять отечественные просторы, производитель начал в 2005 году. Именно с того времени компания начала конструировать машины, делая упор на модели с шинами сверхнизкого давления.
Первым на свет появился снегоболотоход «Лесник». Уже весной 2009 года он был собран и испытан, а впоследствии конструкторы долго работали над его усовершенствованием. Ко вниманию принимались все мелочи, которые могут негативно повлиять на эксплуатационные характеристики. В итоге вездеход был подготовлен окончательно к производству мелкими сериями.
В 2012 году компания получила все необходимые сертификаты и разрешения для того, чтобы запустить серийный выпуск вездеходов. Между тем, по стране уже успешно ездили не менее десяти «Лесников». Покупатели успели оценить надежность машин, их простоту в эксплуатации, доступность в ремонте и техническом обслуживании.
Позже в продаже появились еще модели «Лесник М» и «Лесник М Север». Также к разным вездеходам можно докупать дополнительное оборудование и грузовые прицепы. В итоге машины находят широчайшее применение. Всего производитель успешно выпустил и продал больше шести десятков машин.
Особенности вездехода «Лесник»
Изначально создатели модели ориентировались на то, чтобы их детище смогло преодолеть самые сложные участки пути. Колесный вездеход с шинами сверхнизкого давления придумали для того, чтобы он уверенно ехал по заболоченной местности. Также машина предназначалась для территорий, где грунты являются слабонесущими. В планах у инженеров было предложить решение для тех людей, которым по разным причинам приходится покорять заснеженные просторы, преодолевать водные преграды, взбираться на ледяные горы. И надо заметить, что все эти задачи получилось реализовать.
«Лесник» сегодня пригодится в гараже каждому охотнику, рыбаку, любителю экстремальной езды. Не говоря уже о чисто практических нуждах. Ведь автомобиль способен перевозить не только водителя. Можно рассчитывать на его помощь, когда необходимо транспортировать людей либо грузы в труднодоступные места.
Как показали испытания и практика, «Лесник» действительно с достоинством выдерживает серьезные нагрузки, а также способен работать в любом климате. Инженеры не просто так поставили его на шины сверхнизкого давления. Они обеспечивают отличную проходимость, вместе с тем, такая резина не наносит вреда ландшафтам и почве. Стоит подчеркнуть, что конструкторам удалось выпустить машину, которая на своих шинах сверхнизкого давления очень неплохо движется по твердому покрытию.
Технические характеристики отечественного снегоболотохода
Для изготовления вездехода инженеры разработали специальную конструкцию корпуса. Он является каркасным, его сварили из профильной трубы разного диаметра. Сверху каркас обшит листами рифленого алюминия и дюралюминия. Металл крепится к трубам при помощи клепок.
Производитель позаботился о защите корпуса от преждевременного износа и разного рода разрушительных факторов. Для этого он окрасил «Лесника» специальными красками. Это многокомпонентные средства с антикоррозийными добавками. Что касается съемных деталей, то они покрыты полимерным материалом порошкового типа.
В работе над корпусом инженеры отталкивались от того, чтобы водитель был надежно защищен от любых рисков. А потому он может смело ездить по любым дорогам, включая лесные. Поскольку в вездеходе ему не грозят травмы. Каркас является достаточно жестким для того, чтобы человек мог рассчитывать на безопасность даже в том случае, если «Лесник» перевернется.
«Сердцем» всей системы стал двигатель от ВАЗ 2108. Это модель карбюраторного типа, которую поставили посередине транспортного средства продольно. Такое решение выбрано не просто так. За счет него инженеры смогли добиться правильного распределения массы. Вездеход отлично держится в горизонтальном положении на плаву. Так что и водитель, и его потенциальный груз в машине перевозятся с удобством и гарантией безопасности даже при преодолении водных рубежей. Как вариант, можно заказывать модель, в которую поставят японский двигатель KUBOTA. А именно, разработчики предлагают испытать снегоболотоход, который заставит двигаться 3 цилиндровый дизель.
Чтобы система работала эффективно в любых условиях, продуман момент охлаждения снегоболотохода. Здесь предусмотрено два режима обдува радиатора. В итоге «Лесник» способен выдержать эксплуатацию с максимальной нагрузкой даже в условиях, которые можно назвать экстремальными.
Создатели модели решили сделать в машине мосты, позаимствованные у УАЗ-469. К ним добавили карданы от этой же модели, но доработав их. Чтобы добиться максимальной проходимости и достичь оптимального понижения в трансмиссии, межосевой дифференциал был заблокирован. За счет этого снизилась масса «Лесника», что тоже важно для вездехода.
Инженеры сумели сделать снегоболотоход сравнительно узким при этом маневренным. Этого они достигли, установив сзади рессорную подвеску. Покупатели имеют возможность выбирать резину, которая неширокая, но при этом имеет высокие показатели проходимости. С ней транспорт получается всего 2.03 метра по ширине. В результате он вполне оправдывает свое название: машина неплохо пробирается сквозь лесные заросли. Однако покупатели могут выбирать и другого типа резину, разработанную специально для этого снегоболотохода. Самое главное – помнить о том, для каких условий эксплуатации она предназначена. Ведь разные шины способны придавать автомобилю маневренности, делать его более или менее проходимым.
Что порадует новичка, так это управление снегоболотоходом. По сути, оно не отличается принципиально от автомобильного. В «Леснике» стоит три педали, а справа от них установлена ручка переключения передач. Водитель может ездить по любым дорогам и бездорожью, при этом не чувствуя себя лишенным комфорта.
В транспортном средстве установлено отличное кресло, которое можно отрегулировать под свои нужды. Садиться в машину можно с левой стороны, где предусмотрен проход для человека. Сиденье для модели выбиралось очень тщательно. В итоге был сделан выбор в пользу отечественного производителя. Это кресло от завода «Сибеко» из Екатеринбурга. Оно имеет тяжелый вес, высокую жесткость, что дополнительно обеспечивает безопасность. Приятный бонус для водителя – регулировки в четырех направлениях. Можно наклонять спинку, двигать сиденье вперед и назад, настраивать жесткость системы подпружинивания. Такое решение является очень надежным и долговечным: оно рассчитано на самые жесткие условия эксплуатации.
В модели установлены отличные гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. Транспорт способен развивать до 50 километров в час, а по воде он движется со скоростью 2 км/час. Заправить бак можно на 24 литра. Что касается расхода топлива, то о нем можно говорить, принимая во внимание условия эксплуатации. Разброс цифр достаточно велик: от 15 до 30 литров на 100 км.
Не забыли конструкторы и о световых, а также светоотражающих приборах. Они решили использовать переключатели у ВАЗ: с их помощью переключаются фары и указатели поворотов. Сзади установлены стоп-сигналы и габариты.
Вес вездехода составляет 980 килограмм. При этом на суше он сможет перевезти груз до 500 килограмм. А на воде грузоподъемность составляет 300 кг. В машине помещается от трех до пяти человек.
Новые модели для самых сложных задач
После успешного запуска проекта под названием «Лесник» разработчик решил не останавливаться на достигнутом и создал новинки, которые нашли своего покупателя. Например, был выпушен вездеход с добавкой литеры М, который имеет некоторые отличия.
Они могут показаться несущественными неискушенному человеку. Но ценители сразу же увидели достоинства новинок. Например, в вездеходе «Лесник-М» предусмотрена остекленная полукабина. Также он отличается тем, что в нем моторный отсек изолирован. Еще инженеры поработали над приятными мелочами, которые делают поездку на любые расстояния и в разных условиях приятнее и безопаснее. Так, они усовершенствовали отделку интерьера, добавили в комплектацию ходовой тент, а еще предложили отличный отопитель салона. Можно легко себе представить, что такая модель выигрышнее, когда предстоит использовать транспорт в условиях суровой зимы.
Еще «Лесник-М» оснащен передним стеклом с очистителем, внутри салона есть освещение. На передний мост инженеры решили поставить дисковые тормоза.
По-видимому, выбранное направление оказалось верным. Потому что инженеры продолжили в нем двигаться. Следующим продуктом стал вездеход «Лесник-М Север». Он еще сильнее отличается от собратьев. Например, в нем корпус сделан цельнометаллическим из дюралюминия. В транспорте открываются окна и двери. Очень радует такой момент, как полноценная вентиляция внутри салона, а еще усовершенствованная изоляция моторного отсека.
Стоит заметить, что ключевые составляющие конструкции во всех трех моделях идентичные. Так что удовольствие от езды в условиях бездорожья на грани с экстримом можно испытать, освоив «Лесника». Чтобы сесть за руль такого вездехода, необходимо получить удостоверение, которое дает право на вождение трактора.
«Лесник» и его братья в работе
Стоит заметить, что производитель сумел достичь сочетания сразу нескольких важных характеристик, благодаря чему вездеход стал действительно востребованным, а потому его и предложили в мелкосерийное производство. Это сравнительно невысокая стоимость, отличная проходимость и комфорт для водителя. Как показывает практический опыт, снегоболотоход движется мягко, демонстрируя бережное отношение к человеку, даже по бездорожью, несмотря на отсутствие передней подвески.
Покупатели «Лесника» делятся своими впечатлениями, что весомую роль играет комфортное сиденье. В отличие от аналогов, которые предлагают самодельщики и другие производители, этот вездеход снабжен сравнительно тяжелым сиденьем с амортизацией. Именно за счет этого и гарантируется удобство в поездке.
Судя по испытаниям и отзывам, практически невозможно представить ситуацию, которая бы стала для транспортного средства безвыходной. Подавляющее большинство препятствий на сложной местности снегоболотоход преодолевает. Поэтому его используют для разных задач. При том, что в процессе эксплуатации с «Лесником» не возникнет проблем. Его детали можно легко починить или заменить, и это очень важно для отечественного покупателя.
Производитель делает акцент, что он не ставил целью совершить переворот в сфере производства вездеходов. Для него самым основным был вопрос практичности и надежности решения. Модель получилась именно такой. К ней нужно привыкнуть и освоиться, чтобы понимать, где и какие преграды как нужно преодолевать. Если сравнивать «Лесника» с аналогами, то можно найти в его конструкции моменты, которые кто-то назовет просчетами. На самом деле конструкторы предполагали, что это машина не для испытаний или же рекордов: она предназначена для решения повседневных задач. То есть, это продукт для широкого круга пользователей.