Автор Тема: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)  (Прочитано 105195 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« : Сентябрь 28, 2011, 03:41:49 am »
Вездеход Бобик









Краткие технические характеристики:
Тип рамы - шарнирно-сочленённая ("ломающаяся").
Двигатель - Lifan 182FD, 11л.с., четырёхтактный, принудительного воздушного охлаждения.
Коробка передач - Ваз-2106, четырёхступенчатая.
Мосты - ВАЗ-2106, передаточное число 3,9.
Покрышки - ободранные ВИ-3 (КРАЗ-255Б), фактический размер 1250*520-21".
Диски - закрытые, под забортовку, с фиксацией покрышки.
Габаритные размеры (Д*Ш*В) - 3300*1950*2300
Грузоподъёмность на суше/воде - 300/200 кг.
Снаряжённая масса вездехода - 780 кг.
Максимальная скорость - 25 км/ч.

Конструкция вездехода:
Полурамы сварены из профильной трубы 40*20*1,5, 40*25*2 и 40*40*2.
Размер передней полурамы (Д*Ш*В) - 1650*800*260. 750 мм занимает моторный отсек, остальное отведено под водительское место.
Задняя полурама трапециевидной формы. Вершина 200 мм шириной, основание 810 мм шириной, боковые грани длиной по 900 мм. Высота полурамы 260 мм.
К внутренним торцам полурам приварены плиты из листовой стали 10 мм толщиной, для крепления поворотного кулака.
Расстояние от внутренних торцов полурам до середины мостов составляет 790 мм. Таким образом база вездехода равна 1830 мм.
В основе узла перелома лежит поворотный кулак переднего моста УАЗ. Внутри, в двух подшипниках №180106, одном подшипнике №180208 и двух втулках вращается ШРУС типа "Бирфильд" от УАЗа.
В переднюю полураму выходит самодельный флянец, к которому пакетом крепиться ведомая звёздочка цепного редуктора, тормозной диск и карданный вал привода переднего моста. В заднюю полураму выходит заводской флянец от ГП моста УАЗ.



Цепочка привода колёс выглядит следующим образом:
На двигателе установлен ведущий шкив диаметром 95 мм.  Шкив имеет 5 ручьёв профиля "А": 4 для ремённого сцепления и 1 для привода генератора. Длина ремней 1250 мм (генераторный от дизеля Д-240 и почти всех его модификаций). Ремни натягиваются натяжным роликом при помощи двух пружин.
Ведомый шкив имеет диаметр 260 мм. Установлен он на опорном валу, который вращается в двухрядном подшипнике переднего колеса ВАЗ-2108. К концу опорного вала приварена шлицевая втулка от диска сцепления ВАЗа-Классики. В эту втулку входит первичный вал КПП ВАЗ-2106.



Выходной вал КПП обрезан по начало шлицов. На шлицы одевается флянец кардана Ваз-Классики, труба кардана при этом обрезается до требуемого размера.
Второй флянец кардана прикручивается к первичному валу цепного редуктора, к котором приварена звёздочка Z=13, шаг 19,05 мм.
Сам первичный вал вращается в конических подшипниках передней ступицы ВАЗ-Классика, которая в свою очередь прикручена к подвижной плите. Меняя положение плиты можно регулировать натяжение цепи.



Далее, на раздающем валу поворотного кулака установлена ведомая звёздочка Z=41. С раздающего вала осуществляется непосредственный привод мостов Ваз-2106 при помощи карданных валов (укороченные от Ваз-2121 "Нива").

Водительское место:
Сиденье от пассажирской Газели. Под сиденьем находится аккумулятор на 60 А/ч. Рулевая колонка переделана из колонки Ваз-2106, оттуда же взята верхняя крестовина рулевого вала. Нижняя крестовина от М-2141, соединяются они при помощи профильной трубы 20*20*2. Как не трудно догадаться, рулевой механизм ("рейка") также позаимствован от автомобиля М-2141.
Педальный узел от Ваз-Классики. Педаль сцепления посредством тросика связана с натяжным роликом ремённого сцепления. Педаль тормоза через шток связана с главным цилиндром сцепления от УАЗа, который выступает в роли главного тормозного цилиндра и приводит в действие суппорт от Ваз-2108. Педаль газа самодельная. Связана с карбюратором через тросик.
Под рулём, по правую сторону, находится "приборная панель", включающая в себя тумблер света фар, тросовую тягу воздушной заслонки карбюратора, кнопку сигнала и выключатель "массы".




Оффлайн DIV

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1688
  • тел. 8-917-232-26-63 ; скайп eddixis
  • Откуда: Казань
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #1 : Сентябрь 28, 2011, 12:35:33 pm »
Asterix, плавать не пробовал ? Интересно как Бобик поведет себя на воде. Мне нравится. Чувствуется  единый подчерк во всех новых моделях.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #2 : Сентябрь 28, 2011, 14:21:43 pm »
Asterix, плавать не пробовал ? Интересно как Бобик поведет себя на воде. Мне нравится. Чувствуется  единый подчерк во всех новых моделях.
На этом не пробовал. Пробовал на весьма похожем. Без груза в кузове сильный крен на нос, ведомый шкив достаёт до воды и поднимает брызги. С парой человек в кузове вездеход выравнивается и плывёт более-менее нормально, погружаясь в воду до нижнего среза рамы - это, примерно, 1/2 диаметра колеса.
Собственно, так всё и задумано. Если сделать так, чтобы пустой вездеход держался на воде ровно, то с грузом будет сильный крен на корму, а на чуть крутоватый берег вообще без лебёдки будет не выбраться, или выбираться надо будет задним ходом.
С данными колёсами болотоход можно сделать только для одного человека + рюкзак. Для этого надо отказаться от переднемоторной компоновки и разместить двигатель где-нибудь сзади. В таком же виде это "грузовой" вездеход с очень хорошей проходимостью, но не болотоход точно.
Да, кстати, под болотоходом я понимаю вездеход, который с полной нагрузкой погружается в воду не более 1/3 диаметра колеса. Спорная классификация, но для четырёхколёсников вполне подойдёт.

Оффлайн хантас

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Откуда: арх.обл.п авнюга
  • Техника: ваз-21114,газель, буран
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #3 : Сентябрь 28, 2011, 22:09:17 pm »
Asterix Чем обусловленно столько ремней? просто на своем хочу зделать один от бурана может есть нюансы,и мне кажется насчет того что бобик не пойдет по болоту ты ошибаешся.

Оффлайн @ndroid

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 283
  • Откуда: Ольховка.Волгоградской обл
  • Техника: Газель,шевроле ланос,УАЗ,самодельный КВАДРИК,СКУТЕР.
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #4 : Сентябрь 28, 2011, 23:01:43 pm »
Меня интересует двигатель Lifan 182FD, 11л.с хватает его мощности? Обоснуй свой выбор в пользу данного двигателя.

Онлайн vital

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 470
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #5 : Сентябрь 28, 2011, 23:32:22 pm »
Павел, про болотоходство, вопрос спорный.Болото болоту рознь. При таком весе и в данной компановке ,твой Бобик вполне справиться с болотами средней полосы России. Может для торфяных жиж Сибири, с грузом будет проблемы,но для водителя одиночки с грузом точно нет.А так как ты занимаешся изготовлением вездеходов для средней полосы, то думаю здесь можно идти на компромис, гдето пассажиры пройдут и пешком.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #6 : Сентябрь 29, 2011, 02:44:19 am »
Павел, про болотоходство, вопрос спорный.Болото болоту рознь. При таком весе и в данной компановке ,твой Бобик вполне справиться с болотами средней полосы России. Может для торфяных жиж Сибири, с грузом будет проблемы,но для водителя одиночки с грузом точно нет.А так как ты занимаешся изготовлением вездеходов для средней полосы, то думаю здесь можно идти на компромис, гдето пассажиры пройдут и пешком.
Так и я о том же. Болото болоту рознь.
Своё видение параметров болотохода обозначил (погружение в воду на треть колеса). Т.е. если заказчик просит у меня сделать болотоход, то я делаю болотоход, не особо задумываясь о том, по каким именно болотам ему вздумается ездить. Если денег нет на такую резину, то ставлю ВИ-3 и снабжаю чёткими инструкциями что может и что не может данный вездеход. Да, такой вездеход (на ВИ-3) может очень многое и его проходимости позавидует изрядная доля прочих заводских и самодельных вездеходов, но тем не менее, по моей классификации, это не болотоход. Бобик тонет больше 1/3 колеса - изволь переместиться в другую категорию.
Чисто условно:
1. машина тонет в воде - это "автомобиль повышенной проходимости" (ну или просто автомобиль в случае пузотёрок)
2. машина тонет в воде больше 1/2 колеса - "так себе вездеход".
3. машина тонет в воде от 1/3 до 1/2 диаметра колеса - это просто "вездеход"
4. машина тонет в воде до 1/3 колеса -  "болотоход".
Понимаю, что классификация ущербна, особенно в терминах, но она предназначена для внутреннего пользования и не претендует на что-либо.

Про изготовление вездеходов для средней полосы тоже не совсем верно - транспортные компании и ж/д контейнеры творят чудеса. Например Змий работает в Томской области, которая никогда не страдала отсутствием гиблых болот. Бобику в тех местах пришлось бы куда труднее.
« Последнее редактирование: Сентябрь 29, 2011, 02:52:24 am от Asterix »

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #7 : Сентябрь 29, 2011, 03:12:18 am »
Asterix Чем обусловленно столько ремней? просто на своем хочу зделать один от бурана может есть нюансы
При строительстве Змия смотрел таблицы выбора количества ремней в зависимости от диаметра шкивов. Чтобы передать в номинале 9 киловатт с диаметром ведущего шкива в 90 мм и охватом не менее 180 градусов, нужно 4-5 ремней профиля А. В среднем один ремень 2 киловатта передаёт, подчёркиваю что в номинальном режиме (т.е. чтобы ремень служил долго). На Змий сделать самодельный ведомый шкив не удалось, поэтому поставил заводской трёхручьёвый. Испытания показали, что в сухом состоянии и два ремня справляются с нагрузкой (тока разваливаются очень быстро). А вот в мокром состоянии и три ремня буксуют (правда сохнут от трения быстро). На следующих моделях вездеходов с движками-станционарниками не стал искушать судьбу и сделал как положено 4 ручья. Само по себе сцепление работать лучше или хуже не стало, но вот ремней стало хватать на в разы больший срок. Возможно просто ремни плохие были (сейчас использую другой фирмы). Так, если на обкатку Змия  (км 100-150 проехал с частыми переключениями передач) мне потребовалось аж 4 комплекта ремней, то на всех последующих вездеходах достаточно было одного комплекта ремней, который после обкатки был в очень хорошем состоянии. Детального анализа, почему так получилось, я не проводил. Склонен грешить на качество ремней, хотя может дело всё-таки в дополнительном четвёртом ремне.

Двигун у Бурана 50 л.с. вроде, так что один бурановский ремень должен вполне справиться.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #8 : Сентябрь 29, 2011, 03:30:26 am »
Меня интересует двигатель Lifan 182FD, 11л.с хватает его мощности? Обоснуй свой выбор в пользу данного двигателя.
Так тут обосновывать нечего: двигатель нужен был срочно, на 13 л.с. в наличие не было, поэтому взял на 11 л.с.
Качество сборки и комплектация этого движка порадовали. Однозначно лучше двигателей других производителей, что я использовал.
Падение мощности ощущается, но не критично. Его вполне можно компенсировать увеличением общего передаточного числа. Например, установкой тяговых ГП в мосты или заменой ведущего шкива двигателя на чуть меньший по диаметру.  Сейчас у Бобика общее передаточное  число от движка до колёс (прямая передача в КПП) равно 34. Вот в районе 40 для 11-сильного движка и колёс ВИ-3 будет в самый раз.

Онлайн Анатольич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1853
  • Откуда: г. Киров
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #9 : Сентябрь 30, 2011, 07:29:58 am »
Здрайствуйте, Павел!
А скажите, как на Ваш взгляд будет работать конструкция "Бобика", если двигатель поменять на Хонду 390 и соединить его с  коробкой классики через вариатор "Каюра"? Возможно сколько-то увеличить максималку? И как будет "чувствовать" себя снегоходный вариатор на пневматике (в, принципе-то, на квадроцикле)?
А если пойдти даше, и вместо КПП поставить реверс-редуктор от "Тайги" (там кроме реверса имеется повышенная и пониженная передача).
Хотелось бы услышать небольшой Ваш анализ подобной схемы. За ранее благодарен.
С уважением, Александр.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #10 : Сентябрь 30, 2011, 13:06:39 pm »
Здрайствуйте, Павел!
А скажите, как на Ваш взгляд будет работать конструкция "Бобика", если двигатель поменять на Хонду 390 и соединить его с  коробкой классики через вариатор "Каюра"? Возможно сколько-то увеличить максималку? И как будет "чувствовать" себя снегоходный вариатор на пневматике (в, принципе-то, на квадроцикле)?
А если пойдти даше, и вместо КПП поставить реверс-редуктор от "Тайги" (там кроме реверса имеется повышенная и пониженная передача).
Хотелось бы услышать небольшой Ваш анализ подобной схемы. За ранее благодарен.
С уважением, Александр.
Анализ я проводил вот тут:
http://www.pnevmohod.ru/forum/index.php?topic=805.msg25587#msg25587

Пример такого вездехода (не моего) тут:
http://www.pnevmohod.ru/forum/index.php?topic=1026.20

Со времени проведения "анализа", моё мнение претерпело некоторые изменения, касаемое максимальных скоростей. Голый вариатор - не более 15 км/ч. Вариатор + понижающая ступень (1:2) - не более 25 км/ч. Вариатор + полноценная КПП - 40, максимум 50 км/ч.
Это обусловлено дилемой: с одной стороны на вариаторах не рекомендуется ездить на низких оборотах, когда тарелки диска едва прижимаются к ремню (ремень и ведущий шкив перегреваются от трения). С другой стороны возможность ехать "в натяг" для вездехода очень важна. Вот для уменьшения данного недостатка вариатора я предлагаю не увлекаться максимальными скоростями.
А так схема с вариатором вполне жизнеспособная. Особенно если установите связку вариатор + КПП Классики. От Тайги реверс-редуктор хорош, но разница между повышенной и пониженной существенно меньше, чем между первой и четвёртой/пятой в КПП классики.

Оффлайн Вован Я

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 743
  • Откуда: Столин
  • Техника: Кузовок полноприводной (был)
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #11 : Октябрь 01, 2011, 03:06:20 am »
Asterix, неужели ременное сцепление так "съедает " ремни?? 4 комплекта на 150 км??
Не проще (надежнее) делать сцепление принципа авто (мото), хоть и тяжелее получится кг на 15? Ведь производители гарантируют 20000часов работы ремней...
 У меня 2 ремня профиль В на  шкиве ~70мм на двигателе 390 кубов с автосцеплением ездят уже почти год!

Онлайн Саныч

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2830
  • Имя: Александр
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: Шеви-Нива
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #12 : Октябрь 01, 2011, 11:26:45 am »
Павел, про болотоходство, вопрос спорный.Болото болоту рознь. При таком весе и в данной компановке ,твой Бобик вполне справиться с болотами средней полосы России. Может для торфяных жиж Сибири, с грузом будет проблемы,но для водителя одиночки с грузом точно нет.А так как ты занимаешся изготовлением вездеходов для средней полосы, то думаю здесь можно идти на компромис, гдето пассажиры пройдут и пешком.
Так и я о том же. Болото болоту рознь.
Своё видение параметров болотохода обозначил (погружение в воду на треть колеса). Т.е. если заказчик просит у меня сделать болотоход, то я делаю болотоход, не особо задумываясь о том, по каким именно болотам ему вздумается ездить. Если денег нет на такую резину, то ставлю ВИ-3 и снабжаю чёткими инструкциями что может и что не может данный вездеход. Да, такой вездеход (на ВИ-3) может очень многое и его проходимости позавидует изрядная доля прочих заводских и самодельных вездеходов, но тем не менее, по моей классификации, это не болотоход. Бобик тонет больше 1/3 колеса - изволь переместиться в другую категорию.
Чисто условно:
1. машина тонет в воде - это "автомобиль повышенной проходимости" (ну или просто автомобиль в случае пузотёрок)
2. машина тонет в воде больше 1/2 колеса - "так себе вездеход".
3. машина тонет в воде от 1/3 до 1/2 диаметра колеса - это просто "вездеход"
4. машина тонет в воде до 1/3 колеса -  "болотоход".
Понимаю, что классификация ущербна, особенно в терминах, но она предназначена для внутреннего пользования и не претендует на что-либо.

Про изготовление вездеходов для средней полосы тоже не совсем верно - транспортные компании и ж/д контейнеры творят чудеса. Например Змий работает в Томской области, которая никогда не страдала отсутствием гиблых болот. Бобику в тех местах пришлось бы куда труднее.
Вот эта классификация в грузу или для пустого?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #13 : Октябрь 01, 2011, 12:23:23 pm »
Вот эта классификация в грузу или для пустого?
Классификация для полной массы вездехода, т.е. с полезной нагрузкой.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #14 : Октябрь 01, 2011, 12:33:12 pm »
Asterix, неужели ременное сцепление так "съедает " ремни?? 4 комплекта на 150 км??
Не проще (надежнее) делать сцепление принципа авто (мото), хоть и тяжелее получится кг на 15? Ведь производители гарантируют 20000часов работы ремней...
 У меня 2 ремня профиль В на  шкиве ~70мм на двигателе 390 кубов с автосцеплением ездят уже почти год!
Я не знаю почему, но вот так было на Змие. Ремни покупал в одном месте, двух разных производителей. Разваливались прямо на глазах. Один комплект и дня не отходил, километров 10 проехали и всё. Такое впечатление что они из сажи были сделаны.
Через год покупал ремни там же (больше просто негде). В наличии были уже других производителей. И всё, проблема тут же исчезла. Обкатал вездеход на одном комплекте и с ним же и отдал - ремни были в идеальном состоянии. Так что я склонен винить не само сцепление, а качество ремней.

Онлайн Анатольич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1853
  • Откуда: г. Киров
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #15 : Октябрь 05, 2011, 17:50:10 pm »
Паевел, спасибо за исчерпывающий ответ.
Почитал ссылки поразмыслил и получается, что ведомый шкив вариатора вместе со снегоходным тормозом в такой конструкции можно установить непосредственно на вал КПП классики (естественно, с доп. опорой или опорами). А если вместо цепного редуктора использовать КПП Оки с заваренным диффом, то трансмиссия ещё облегчится.
Павел, если я неправ, пожалуйста, поправьте. И как эта схема (с Оковской коробкой) насчёт надёжности?
С уважением, Александр.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #16 : Октябрь 06, 2011, 15:52:33 pm »
Паевел, спасибо за исчерпывающий ответ.
Почитал ссылки поразмыслил и получается, что ведомый шкив вариатора вместе со снегоходным тормозом в такой конструкции можно установить непосредственно на вал КПП классики (естественно, с доп. опорой или опорами). А если вместо цепного редуктора использовать КПП Оки с заваренным диффом, то трансмиссия ещё облегчится.
Павел, если я неправ, пожалуйста, поправьте. И как эта схема (с Оковской коробкой) насчёт надёжности?
С уважением, Александр.
Насчёт облегчится - не уверен. Если только немного. Упростится - это вполне возможно, по крайней мере в теории. Я переднеприводную КПП в качестве раздатки не применял и что-либо более конкретное сказать затрудняюсь.
Белый дом сейчас строит вездеход с вариатором и КПП Ока, наверняка он больше расскажет об особенностях данной конструкции.
http://lunohodov.net/forum/viewtopic.php?t=5786

Оффлайн kot-666

  • Участник форума
  • *
  • Сообщений: 17
  • Откуда: Архангельская обл
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #17 : Ноябрь 11, 2011, 16:00:40 pm »
приветствую Asterix подскажи пожалуста где бриобретаешь шкивы или сам точиш

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1097
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #18 : Ноябрь 12, 2011, 15:13:41 pm »
приветствую Asterix подскажи пожалуста где бриобретаешь шкивы или сам точиш
На местном заводе делаю на заказ.

Оффлайн kot-666

  • Участник форума
  • *
  • Сообщений: 17
  • Откуда: Архангельская обл
Re: Вездеход с "ломающейся" рамой "Бобик" (4х4)
« Ответ #19 : Ноябрь 14, 2011, 00:03:27 am »
а размеры шкивов(ЧЕРТЕЖ ДЛЯ ЗАКАЗА) неподскажите есле несикрет

 

вездеход Кабан ДВС2108 мосты Волга колеса трэкол

Автор Михаил 77

Ответов: 20
Просмотров: 25159
Последний ответ Март 01, 2012, 11:38:17 am
от Михаил 77
Вездеход Литвина, новая модель 2013 года.

Автор Litvina

Ответов: 83
Просмотров: 29177
Последний ответ Март 07, 2015, 16:51:14 pm
от Робинzон
Полноприводный вездеход 4х4-СИБИРЯК-на мостах СУДЗУКИ

Автор Саныч

Ответов: 315
Просмотров: 82196
Последний ответ Февраль 17, 2018, 13:26:10 pm
от Саныч
Вездеход Jupiter с двухцилиндровым двигателем Lifan

Автор Юрьевич

Ответов: 237
Просмотров: 55821
Последний ответ Ноябрь 17, 2014, 18:58:20 pm
от Vlas69
Перенесено: Новый механизм поворота на вездеход

Автор Юрий.

Ответов: 0
Просмотров: 589
Последний ответ Март 18, 2018, 20:04:24 pm
от Юрий.