Меню Закрыть

Пневматики – автомобили повышенной проходимости

Пневматик

Пневматики – это уникальные внедорожники, которые часто называют ещё и снегоболотоходами, вездеходами. Впрочем, не важно, как и кто называет эти автомобили, главное одно – эти автомобили имеют повышенную проходимость. Это не джипы, которые могут разве что преодолевать неглубокие лужи в сельской местности.

Вездеходы на пневматиках с лёгкостью могут двигаться по снежным заносам, по воде, песку, болоту. Одним словом, данные автомобили разве что летать не умеют. Пневматики могут эксплуатироваться в любых труднодоступных районах земли – от пустынь до болот и суровой Арктики.

Первые попытки применить камеры низкого давления в качестве колеса, обеспечивающего высокую проходимость транспортного средства в условиях бездорожья, были предприняты изобретателями-самоучками, где-то в 80-х годах.

Именно тогда, в гаражах и сараюшках, энтузиастами-умельцами создавались первые колесные снегоболотоходы на пневматиках: камерах от шин самолетов и грузовых автомобилей, ставшие прообразом современных вездеходов на пневматиках сверхнизкого давления.

АрктикаВ чём же особенность колёс изготовленных из камер низкого давления? Такое колесо, обладая высокой эластичностью, малой массой, достаточно большим радиусом качения и сверхнизким давлением на грунт, обеспечивает транспортному средству невероятную проходимость и экономичность. Большой внутренний объем камеры обеспечивает отменную плавучесть.

Простота конструкции и доступность материалов для изготовления позволила умельцам – рыбакам и охотникам – «лепить» очень похожие на мотоциклы-монстры машины, которые они с успехом эксплуатировали.

Фото к статье о вездеходах на шинах низкого давления

В настоящее время, промышленные предприятия и ассоциации, видимо поняв, что такая техника пользуется спросом, хоть и в небольшом объёме, но начали выпуск снегоболотоходов.

В их конструкцию заложены оригинальные разработки: независимая длинноходовая подвеска каждого колеса, специальные тонкостенные шины низкого давления с камерами и дисками, несущий облегчённый объёмный кузов из высокопрочных алюминиевых сплавов. Всё это позволяет обеспечивать низкое давление на грунт, благодаря чему автомобиль может передвигаться по любой поверхности земли, а также по воде.

Теперь, когда общая информация о пневматиках нам известна, рассмотрим самые популярные модели транспорта высокой проходимости.

Нара — Двухместный снегоболотоход высокой проходимости «НАРА» предназначен для перевозки людей и грузов в условиях Крайнего Севера России. Впрочем, и в любом другом месте, зимой, Нара передвигается не хуже снегохода. Изготовлен вездеход на базе мотоколяски СЗД.

Фото к статье о вездеходах на шинах низкого давления

Применение в качестве колёс, шин сверхнизкого давления исключает разрушающее воздействие на структуру почвы, повышает проходимость по лесам и болотам. Обладает плавучестью, имеет независимую подвеску всех колес и отапливаемую комфортную кабину.

Полноприводный внедорожник «ЛОПАСНЯ 6х4» с удобной «жигулевской» кабиной и вместительным грузовым отсеком. Особенностями конструкции является полноприводная трансмиссия с блокировкой мостов, трёхдверный закрытый утепленный несущий кузов из алюминиевых сплавов и независимая длинноходовая подвеска всех колес.

ЛОПАСНЯ 6х4В салоне «Лопасни» удобно размещаются 3-5 человек. Есть модификация с облегчённым открытым кузовом. На воде вездеход держится благодаря герметичному кузову и шести колесам, выполняющих роль поплавков. Возможно оборудование машины лодочным мотором.

Фото к статье о вездеходах на шинах низкого давления

Внедорожник «ЛОПАСНЯ-М» . В чём же отличие и в чём сходство новой модели внедорожника? Прежде всего, вездеход лишился одной пары колес и получил новую схему трансмиссии. Силовой агрегат от автомобиля Ока с навешенным на него автономным предпусковым подогревателем продольно установлен в центральной части салона под жестким декоративным кожухом.

Протянувшись под фальшполом машины, каждый из карданов «упирается» в луазовский межколесный редуктор, на выходе которого установлены передние приводные валы от автомобиля Нива. Такая схема предполагает минимум оригинальных деталей, прекрасно адаптируется к шасси с независимой подвеской всех колес и благодаря луазовским блокировкам позволяет реализовывать дополнительные тяговые возможности.

Пашню, поля и другие, хорошо просматриваемые участки машина уверенно преодолевает на третьей и четвертой передачах со средней скоростью 50–60 км/ч, сохраняя при этом удивительную способность «глотать» поперечные уступы и выбоины. Удивительную плавность хода на бездорожье обеспечивают независимые подвески, гидравлические амортизаторы и собственная энергоемкость пневматиков.

Фото к статье о вездеходах на шинах низкого давления

Благодаря развитому протектору вездеход стал гораздо увереннее преодолевать скользкие подъемы и выходить из воды на берег. Плавучесть машины обеспечивается водоизмещением пневматиков, управляемость – поворотом колес передней оси.

Арктика Внедорожник «Арктика» . В конструкции «Арктики» используются авиационные узлы. Днище у машины плоское. Боковые двери-люки, воздухозаборники и система «выхлопа» расположены значительно выше ватерлинии, что обеспечивает высокую степень живучести и безопасности даже на бурной воде.

Машина имеет герметичный алюминиевый кузов с термоизолирующим слоем, оборудована эффективным подогревателем. Практически все работы по обслуживанию агрегатов и систем можно выполнять, не выходя из тёплого и сухого салона.

Болота, ручьи, затопленные участки грунта, по которым уже нельзя ехать, но еще не получается плыть, вездеход форсирует играючи: низкое давление на грунт не дает проваливаться, а цепкие пневматики все время находят мгновенную точку опоры – грунтовую или водную.

В отличие от внедорожника «НАРА», особенности вездеходов «АРКТИКА» и «ЛОПАСНЯ» кроятся в конструкции колёс. Нара передвигается на автомобильных камерах, перетянутых толстой резиной. Гладкое колесо прекрасно ведёт себя на рыхлых и сыпучих грунтах, обеспечивает минимальное удельное давление на опорную поверхность, но из-за слабых сцепных свойств, низкой механической прочности и полного отсутствия боковой жесткости, пасует в экстремальных ситуациях и придаёт вездеходу очень специфичный характер управляемости.

Фото к статье о вездеходах на шинах низкого давления

В Лопасне и Арктике колёса представляют собой прочную эластичную покрышку с протектором, имеющую жесткую боковину и минимально допустимую толщину корда в районе дорожки качения. Протекторы колёс имеют достаточно высокое сцепление с поверхностью и поэтому эти вездеходы с лёгкостью передвигаются по льду.

Мамонтенок 4х4Самый большой вездеход на пневматиках сверхнизкого давления «МАМОНТЁНОК 4х4» , имеющий проходимость намного выше гусеничных машин. Мамонтенок – это: полный привод, самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, механическая четырехступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач, ломающаяся рама с тремя степенями свободы, самоблокирующиеся мосты, специальные шины с регулируемым низким давлением и с грузозацепами и ресурсом более 20 тыс. км.

Давление в шинах от 0,15 до 0,25 атмосфер позволяет не разрушать растительный слой на вечной мерзлоте и обеспечивает отличную проходимость по всем типам грунтов. «Голова» и «хвост» соединены между собой специальным поворотным устройством, обладающим тремя степенями свободы.

Относительное перемещение двух секций рамы в горизонтальной плоскости позволяет машине поворачивать, а в вертикальной – складываться при преодолении подъёмов и спусков. Возможность «скручивания» помогает колёсам каждой секции не терять контакт с грунтом на глубоком рельефе и избегать диагонального вывешивания.

Так что, в большинстве случаев, из ям и рвов Мамонтенок выбирается без включения блокировки межосевого дифференциала. Конечно же, транспортная схема с «ломающейся» рамой накладывает негативный отпечаток на характер управляемости, однако на скоростях до 50 км/ч с этим можно мириться. Семидесятидвухсильный дизель на четырехтонной машине трудится по-ударному.

Бобр Мощности и крутящего момента хватает для развития приемлемой транспортной скорости и преодоления бездорожья. Конечно, по тонкому льду на «Мамонте» не проедешь, как никак вес четыре тонны, но болото преодолеть можно.

Нашей промышленностью выпускаются и другие автомобили повышенной проходимости, такие как «БОБР» и многие другие модели. Хоть они и так же могут передвигаться по любой местности, в данной статье мы не будем их затрагивать, так как это уже не пневматика, а гусеничный транспорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *