Автор Тема: Вездеход с однорычажной подвеской  (Прочитано 4989 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« : Ноября 15, 2024, 12:56:21 pm »
Год назад Комбат Хрю купил вездеход типа "Арктика" или что-то подобное на 6 колесах. Я подумал, а что если сделать легкий вездеход с самодельными кулаками на однорычажной подвеске? Плюсы здесь очевидны, легко по пути можно реализовать подкачку и вес вездехода вывести в 300кг на колесах 1100-1200мм. Думаю сейчас многие здесь скажут что такое невозможно, что только одни колеса будут весить 200кг. А я скажу что они ошибаются, ободрыши с протектором делаются в 15кг и диск в 10кг. Многие уже привыкли к дискам из 1.5 или конус в конусе 2мм, ну и к покупным тяжелым шинам низкого давления применительно к вездеходам от 800кг и до 2000кг. Но там и удельное давление больше, потому что оно рассчитывается как масса, поделенная на площадь контактного пятна. А если массу сбросить в 3 раза от 1 тонны, то и давление в шинах можно держать в два раза меньше. Соответственно и ободрыш надо готовить двух-трехслойным с узким протектором, рассеченым на мелкие кубики регрувером.
Убедительная просьба комментировать на основе своего личного опыта постройки легких вездеходов. Тяжеловесы будут только бесполезно мешать, мне кажется.

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4022
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #1 : Ноября 15, 2024, 13:12:57 pm »
У меня нет опыта постройки (завершенного проекта) легкого вездехода но многое пытался покупать и делать по данному пути.

Не хочу критиковать концепцию - смысла нет:
Авторы подобных тем несколько убеждены в своей правоте
Может статься, что наряду с некоторыми не реалистичными идеями есть и что то весьма полезное - посему выскажу два общих соображения:

Попробуйте обосновать смысл концепции - не почем хорошо легкий вездеход  или как вам удержать общий вес в 300 кг (это наверное и не нужно не обязательно ::cheesy::: А на том как вы видите однорычажную подвеску - в чем ее плюсы, ну и главное как за счет однорычажности получится (будет проще) сделать подкачку  ::thinking:::

ПС Еще одна мысль про осмысленность строить вездеход в 300 кг.
Ваши размышления про вес (вес в 3 раза меньше...) несомненно правильные. И удельное низкое будет и Арзимедова сила не даст колесам глубоко погружаться => сопротивление будет куда меньше - прозодимость возрастет в разы ...

Есть одно но.
Мы же не строим сухопутный дрон для перевозки одного патронтажа патронов. Вездеход неизбежно жолжен везти одного человека + какую то полклажу => минимальный полезный вес стоит принять в 100 кг... а по сути часто захочется 150-180 (перевезти товарища через топкое место..)

Тогда сравничая аппараты 300 и 450 кг сухой массы мы уже получим  не в полттра раз меньший вес на сложном участке а
400 и 550  или 450 и 600 - разница все равно существенная но сильно меньше.

так уж жестко экономисть вес стоит напимер если вездеход надо возить на чем то что везет 300 кг но не может везти 400 - но такого придумать не просто ::undecided:::.


ПС Если вдруг в этой теме как то всплывут просто отдельные узлы
1. колеса меньшей массы - пусть и с ограничениями
2. более удобная (простая в постройке, более легкая) но практичная подвеска
еще какие то решения - это уже будет интересно.  Равно как если Вы аппарат построите и он окажется о ужас 470 кг а не 300Ю это все равно хорошо будет

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #2 : Ноября 15, 2024, 13:40:30 pm »
Мы же не строим сухопутный дрон для перевозки одного патронтажа патронов
Стоим сухопутный дрон для одного человека и 100кг груза. Почему бы нет? Меня достали эти трактористы, которые нарежут огромные клыки протектора и уделают лесную тропинку так, что туда уже просто противно пойти прогуляться. И я делал большие вездеходы, сейчас буду распродавать всё, потому что на себе, на своем опыте пришел к мнению, что есть настоящие вездеходы и есть трактора. Трактористы, которые причисляют себя к пневмоходчикам, у них один довод: типа мы можем перевезти вот такой то груз, а ты на легком не сможешь. Ну да, ледокол тоже может и Тром 20 тоже может перевезти больше, чем даже те кто мне доказывает свою беспомощность в изобретательности. Тяжелый вездеход сделать легко. Легкий вездеход сделать трудно и чем легче вездеход, тем труднее.
Для проектирования и постройки этого вездехода надо тетрадку в клеточку на 12 листов и место 3х2 метра. Токарный, фрезерный, сверлильный, плазморез, полуавтомат, пресс на 20 тонн и трубогиб для квадратных и круглых труб.

Равно как если Вы аппарат построите и он окажется о ужас 470 кг
Надо делать то что задумано, а не то что получится. В этом весь смысл правильного подхода к конструированию.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2024, 13:45:13 pm от boris_a »

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4022
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #3 : Ноября 15, 2024, 13:48:58 pm »
Тяжелый вездеход сделать легко. Легкий вездеход сделать трудно и чем легче вездеход, тем труднее.

С этим согласяться все на этом формуе (с тем что легкий труднее - так то тяжелый хороший тоже не просто).

Просто серьезно предлагаю обсуждать узлы отдельно не так уж завязываясь на вот 300 кг и ни грамом больше.
Такая фанатичность может завести в тупик проект исходно хороший.

И да, хоть я мало слышал (скорее не слышал) аппаратов в таком весе но тема интересна многим, поэтому по конкретным решениям думаю люди выскажуться - возможно их советы окажуться полехными Вам -hi-

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #4 : Ноября 15, 2024, 14:02:11 pm »
Такая фанатичность может завести в тупик
Это не фанатичность, а холодный расчет. Часто бывает, что люди загораются сделать что-то, но постепенно огонь угасает и иногда вместе с возможностями. Но здесь другой случай.
Ступицу можно выточить под любые конусные подшипники, но с полым валом в 35мм, через который будет осуществляться подкачка. Со стороны шлицевой на кардан вал заглушить и сделать отверстие в середине вала, между двумя сальниками. Четыре сальника считаю излишеством и могу аргументировать: много сальников ставится при необходимости создать существенное для пневматического колеса давление, например на шинах Тром и подобных. Нам это не нужно, тут давление будет минимальным. Да и 4 сальника смазываются отвратительно, для правильной смазки надо диагонально со смещением две тавотницы делать, а это лишняя работа и лишняя длина ступицы в том числе. На заднюю ступицу приварить сразу две трубы, образующие единственный рычаг и внутри одной из труб подводить воздух для подкачки в середину ступицы, который пройдет отверстием к привалочной плоскости колеса.
Диск надо крепить на 4 болта и через резиновое кольцо он будет соединяться со ступицей и так будет герметично происходить подкачка без всяких кранов.

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #5 : Ноября 15, 2024, 14:47:51 pm »
Вал диаметром 35мм (примерно) и отвертие в валу под подкачку 12мм. На стороне вездехода на валу надо нарезать шлицевую, можно простым способом гидравликой задавить нагретый до 200 градусов вал сателлитом от ваза. После остывания образуется зазор, который необходим чтобы не заколачивать кувалдой. Сателлит ваза расточить как надо и на него на горячую запрессовать шайбу с 4 отвертиями под уазовскую вилку кардана. Привод можно сделать из чего-нибудь диаметром 50мм и толщиной 1.5-2мм с крестовинами уаз, к примеру.
Передний кулак рулевой, без шаровых, на бронзовых втулках. Так проще и проходит достаточно долго. Подвод подкачки напрямую в ступицу. Амортизаторы на всю подвеску подойдут мопедные от Альфы и другой китайской мелкой техники. Ход подвески ограничить амплитудой 100мм, для таких мягких колес этог хватит.

Оффлайн Лесник-61

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 5108
  • Не гадь, где живёшь.
  • Имя: Александр
  • Откуда: Виледь, Архангельской обл
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #6 : Ноября 15, 2024, 15:32:39 pm »
boris_a,

А движок, кпп, редуктора, ступицы  и прочее будут какие? Пока всё интересно в рассуждениях.
Сообщение понравилось: SolovyevAndrej
Сообщение не понравилось: Alekceй

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #7 : Ноября 15, 2024, 15:50:24 pm »
движок, кпп, редуктора, ступицы  и прочее будут какие? Пока всё интересно в рассуждениях.
Спасибо! Двигатель, я думаю, можно поставить от легкого квадроцикла. Таким образом есть сцепление и задний ход, рулевое управление мотоциклетного типа. При легком весе гидравлика не нужна, но можно сразу сделать задел по ГОРУ, только надо посчитать маленький насос и взять самую легкую гидрорейку у которой есть возможность демонтировать золотник. Но лучше взять длинный тонкий гидроцилиндр и сделать из него двухсторонний цилиндр с ходом штока в одну сторону на 80-120мм. Можно посмотреть из какой-нибудь легкой серии или на алиэкспрессе.
Про ступицы уже в самом начале сказал, они самодельные, с подкачкой.

Оффлайн Юрич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4514
  • ВТС Рэмо-сервис 1965
  • Имя: Геннадий
  • Откуда: Тольятти
  • Техника: ВАЗ-11174 Лада-Калина Универсал
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #8 : Ноября 15, 2024, 16:25:26 pm »
boris_a, сначала реши с колесами!
Ободрыши, даже 2-слойные, не катят...тяжелые и грубые для такого веса.
ИМХО, потрошки с наклеенными грунтозацепами Ви-3 или с присыпкой пойдут, но диски нужно делать минимальной массы
Вместо цепной передачи со звездочками посоветую цевочную передачу: внутри цепи с хорошим шагом, приваренной по окружности бедлока диска разместить приводную звезду на конце полуоси Жигулей. А ось качания продольного рычага подвески совместить с осью чулка, например разрезных втулок поверх чулка и крышек (как на головке шатуна)
Вообще то грамотнее было бы подвод момента к т.н. "неступичному приводу" колеса осуществить валами от 2108 (1111) с ШРУСами. Опору внешнего ШРУСа сделать на диагональном рычаге.
Компоновка с продольными рычагами подходит только "переломке"

Оффлайн Тalgat-53

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2115
  • Имя: Талгат ( можно Наильич)
  • Откуда: Новгородская обл., дер. Б. Городок
  • Техника: Нью Актион, CF MOTO 500, с/х Тикси с Лифан 17 длинный.
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #9 : Ноября 15, 2024, 16:25:35 pm »
Убедительная просьба комментировать на основе своего личного опыта постройки легких вездеходов
Построил переломку "Крабик". Все параметры в теме. Если бы у меня сейчас спросили - а можно его сделать легче, я бы ответил - облегчил бы кг на 10 - 15. Вряд ли получилось бы больше.
 По подвеске - сомневаюсь, что на подвеске можно сделать легче, чем мост от классики.
 По колесам - уложиться в 25 кг в размере 1200 - 1300 хорошее стремление, только реально ли.
 Тема интересная, понаблюдаю.
Сообщение понравилось: Adler, Леха 273

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #10 : Ноября 15, 2024, 16:35:18 pm »
Построил переломку "Крабик".
Видел, читал. И все легкие вездеходы тоже прочитал на форуме. Везде нашел много возможностей улучшить или обойти какие-то моменты. Но это не та концепция, которую я хочу. Видел где-то как человек делает колеса в 11кг и покрывает их изнутри составом, чтобы внутри образовалась как бы камера. И они сухие работают без всякой жижи. Тонкие колеса, воздушные. Хочу попробовать сделать такие же, но у меня получится наверное тяжелее, поэтому на 4 кг наброшу расчетный вес. И диски другие применяются, совсем легкие. Только я сделаю подкачку прямо со ступицы воздух брать буду.
Думаю что колеса надо побрить от протектора вообще, нарисовать потом свой протектор и ободрать по своему протектору. Не будет зависимости от числа клыков, можно протектор сделать необычным и может немного пореже чем если бы с клыками. А между клыками оставить пупышки продолговатые для того чтобы резина не ложилась без протектора на землю. Мне кажется что это будут легкие колеса.

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #11 : Ноября 15, 2024, 16:42:42 pm »
потрошки с наклеенными грунтозацепами Ви-3 или с присыпкой пойдут, но диски нужно делать минимальной массы
Вместо цепной передачи со звездочками посоветую цевочную передачу: внутри цепи с хорошим шагом, приваренной по окружности бедлока диска разместить приводную звезду на конце полуоси Жигулей. А ось качания продольного рычага подвески совместить с осью чулка, например разрезных втулок поверх чулка и крышек (как на головке шатуна)
Вообще то грамотнее было бы подвод момента к т.н. "неступичному приводу" колеса осуществить валами от 2108 (1111) с ШРУСами.
Потрошки от Ви-3 в 4 слоя очень тяжелые. Надо брать колеса поменьше и обдирать в 2 слоя с минимальным протектором. Бедлоков у дисков нет, они какой-то новой конструкции с завальцовкой и спицами, поэтому я попробую сделать такие же и они будут очень легкие. Шрусы тяжелые, у них есть слабое место где у палки привода проточка. Это плохо, надо на основе бесшовной трубы тонкостенной приличного диаметра делать карданы вместо привода. Я потом прикину вес, все железки у меня есть чтобы взвесить, сравнить и понять.
Про шатун не понял, втулки шатуна использовать?

Оффлайн Лесник-61

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 5108
  • Не гадь, где живёшь.
  • Имя: Александр
  • Откуда: Виледь, Архангельской обл
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #12 : Ноября 15, 2024, 18:26:17 pm »
ЛЕОН делал легкий, не нашел его темы. Кто подскажет ? На каком форуме? Мне очень нравилось как он задумал. Хочется результат посмотреть.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2024, 18:34:20 pm от Лесник-61 »
Сообщение понравилось: Вячеслав., SLOW, Леха 273
Сообщение не понравилось: Alekceй

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4022
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #13 : Ноября 15, 2024, 20:47:21 pm »
Потрошки от Ви-3 в 4 слоя очень тяжелые. Надо брать колеса поменьше и обдирать в 2 слоя с минимальным протектором.

Не уверен в утверждении выше:
держал в руках
1. потрошки ВИ-3
2. Треколы 1300 \ 600
3. ободрыши КФ-97 работы Вольдемара , как раз с минимальным протектором и максимально тонкие (конечно не 2х слойные).

Не возьмусь комментировать ободрыши двухслойные - тут лучше мастеров по обдирке послушать кто пробовал такое делать, а так сравнивая вес и тактильные озузения замечу

потрошки ВИ-3 легкие. Наверное если так же качественно сделать потрошки из более мелких колес они будут чуть легче, но и заметно меньше по площади и водоизмещению - так что идея брать меньшие колеса ради меньшего веса не кажется 100% верной.

Ободрыш даже работы непревхойденного масте Вальдемар реально очень качетсвенно режет получается прям заметно тяжелее и грубее потрошков (возможно причина во внешнем слое резины ...

Как ни смешно если бы ставил задачу строить "максимально легкий" взял бы Треколы 1300 \ 600 (при наличии - но у меня есть).  Да, они тяжелее потрошков, но разница в весе при нормировании на площадь опоры и тем более водоизмещение за треколами, причем сильно.
Диски - по сути диски одни и те же (можно сделать диск куда и те и другие устанавливаются)

Наконец на Треколах уже есть потребный протектор - как раз мелки и легкий. Делать ободрыш с таким же протектором и толщиной, на мой взгляд не реально (очень сложно).

Бедлоков у дисков нет, они какой-то новой конструкции с завальцовкой и спицами,

Бедлоки с завальцовкой достаточно хорошо известная конструкция - ридумал ее АГ, если не изменяет память. Сейчас не часто используется ибо есть минусы, но да, возможно что весит легче.

Про спицованные колеса была дискуссия недавно - СанСаныч справедливо урезонил меня (я приводил пример очень легкого аппарата со спицованым диском (по сути человек пересобрал диск от мотоцикла Урал на другую ступицу), что аналогичная конструкция с "спицами" из проф трубы и тем же ободом весит на несколько киллограмм тяжелее на каждый диск, но существенно проще в изготовлении. Тоже, кстати конструкция АГ.

так что тут взвесить все нужно детально - возможно такой конструктив или такую резину люди уже пробовали ::undecided:::

ПС Если так принципиален вес то можно думать про камерные колеса - т.е. камеры или без бандажа или с совсем легким бандажем. Тут возникнет много минусов, но будут и плюсы, например вес дисков

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #14 : Ноября 15, 2024, 20:53:08 pm »
так что тут взвесить все нужно детально - возможно такой конструктив или такую резину люди уже пробовали
Я в интернете видел только у одного человека, у него ободрыш весит 11 кг, а диск еще меньше. Нужно сделать и взвесить. И тогда можно будет говорить что уже люди пробовали, а не один человек.
Всё остальное про какие-то другие колеса это не к этому вездеходу. Это если поставишь треколы, то надо уаз мосты и пошел вес на вездеход. И получится опять трактор. У меня есть смутные ощущения, что вы меня отговариваете от моего вездехода в пользу трактора.
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2024, 20:58:55 pm от boris_a »

Оффлайн Тalgat-53

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2115
  • Имя: Талгат ( можно Наильич)
  • Откуда: Новгородская обл., дер. Б. Городок
  • Техника: Нью Актион, CF MOTO 500, с/х Тикси с Лифан 17 длинный.
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #15 : Ноября 15, 2024, 20:58:46 pm »
видел только у одного человека, у него ободрыш весит 11 кг, а диск еще меньше.
Можно ссылку...

Оффлайн boris_a

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 87
  • Имя: Борис
  • Откуда: Ektobl
  • Техника: Трактор
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #16 : Ноября 15, 2024, 21:00:31 pm »
Можно ссылку...
Я только один раз видел, наткнулся в телеграме. Потом искал и так не нашел. Но был сильно впечатлён.

Оффлайн Adler

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2074
  • Имя: Юрий
  • Откуда: добрянка
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #17 : Ноября 15, 2024, 21:10:10 pm »
ЛЕОН делал легкий, не нашел его темы. Кто подскажет ? На каком форуме? Мне очень нравилось как он задумал. Хочется результат посмотреть.
Олег на https://lunohoda.net/forum/search.php?search_id=active_topics
появляется .

Оффлайн Тalgat-53

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2115
  • Имя: Талгат ( можно Наильич)
  • Откуда: Новгородская обл., дер. Б. Городок
  • Техника: Нью Актион, CF MOTO 500, с/х Тикси с Лифан 17 длинный.
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #18 : Ноября 15, 2024, 21:11:49 pm »
Я только один раз видел
Ясно. Соглашусь с Сергеем - надо пообщаться с "обдирщиками", они то прояснят такой вариант.

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4022
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Вездеход с однорычажной подвеской
« Ответ #19 : Ноября 15, 2024, 21:33:35 pm »
Это если поставишь треколы, то надо уаз мосты и пошел вес на вездеход.

Про ощущения я не готов комментировать.

Я говорю про другое - Треколы 1300 на легком вездеходе позволят использовать более слабые мосты чем колеса диаметром в 950мм.

Причина проста - сила сцепление у Треколов не больше, да момент несколько больше из за 1300 против 950, но зато вездеход легки на треколах пролезет верзом там где на колесах в 950мм проваиться на терть а то и на половину колеса.  А провалившееся колесо сопротивление увеличивает не в два и не в три раза а больше.

На мостах Нивы ( по толщине полуосей аналогичны ВАЗ классике) чего только не строят - начиная с Ураган-Дикарь, заканчивая первыми Тактиками - а там и мотор могучий и вес вездехода огого.  На мостах Классики тоже были Ураган-Дикарь на Треколах. По ситу классика то хуже только ступичным ::undecided:::

На формуе был вездеход на камерах от К-700 у него приода от восьмерки стояли. Пока хозяин на нем ездил ни одной поломки  1*11 (как продал так все сразу).
Так что смотрите.

ПС Вас никто не отговаривает в польху трактора

ПС я например считаю (для себя ) что для потрохов ВИ-202 (1500 примерно) вполне достаточно мостов Вольво, никаких УАЗ мостов даром не нужно


 

Вездеход "Турбо про". Апргейд вездехода Турбо

Автор Hantrer

Ответов: 34
Просмотров: 26193
Последний ответ Февраля 21, 2019, 15:40:59 pm
от Hantrer
Строю новый вездеход "МАРС Люкс" Донор "Калина 1.4"

Автор Евгений 103

Ответов: 64
Просмотров: 13535
Последний ответ Июня 12, 2025, 22:34:02 pm
от Лесник-61
Вездеход "Любор"

Автор Pomor

Ответов: 313
Просмотров: 171987
Последний ответ Августа 16, 2018, 23:39:18 pm
от Pomor
"Вездеход ЕлиКа"

Автор Вован Я

Ответов: 154
Просмотров: 79417
Последний ответ Июня 04, 2018, 22:51:48 pm
от Вован Я
Вездеход 4*4 "Леший"

Автор Леший-32

Ответов: 194
Просмотров: 125585
Последний ответ Августа 18, 2024, 19:28:42 pm
от Леший-32