Автор Тема: Скоростной диапазон вездехода  (Прочитано 7520 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #240 : Апрель 15, 2019, 02:08:22 am »
Что может нам предложить схемотехника механических трансмиссий в ответ на гидравлическую трансмиссию с учетом тех обстоятельств, что у гидравлической трансмиссии по сравнению с механической трансмиссией довольно низкий КПД и при попытке использовать трансмиссию автомобиля Нивы в качестве донора масса вездехода по сравнению с исходной повышается на 100-150 кг?

Для рассуждений возьмем полностью трансмиссию Нивы вместе с ДВС и умозрительно снабдим такой вездеход колесами диаметром 1200 мм. Вполне очевидно, что подвижность такого вездехода на пониженной передаче раздаточной коробки будет соответствовать подвижности автомобиля Нива на штатных колесах и повышенной передаче раздаточной коробки, поскольку штатные колеса и используемые колеса различаются по диаметру примерно в два раза.
Но у нас главная беда, не позволяющая такой конструкции называться полноценным вездеходом, а тем более – болотоходом. Эта беда большая минимальная скорость – 7 км/час. Надо что-то с этим делать, но хочется, чтобы это было не в ущерб мощности двигателя.

Из таблицы максимальных значений ПЧ трансмиссий видим, что для колес диаметром 1200 мм для получения минимальной скорости 1 км/час необходимо обеспечить максимальное значение ПЧ трансмиссии 214,3. При этом редукторы мостов имеют ПЧ=3,9, а раздаточная коробка Нивы имеет максимальное ПЧ=2,135. Из этих трех цифр получаем значение ПЧ  трансмиссии, которое трансмиссия должна обеспечить до раздаточной коробки Нивы.
214,3 / 2,135 / 3,9 = 25,7

Из этой цифры мы можем вычислить максимальный крутящий момент двигателя, который должен нам обеспечить минимальную скорость 1 км/час.
495 Нм / 25,7 = 19,3 Нм
495 Нм – это расчетный максимальный крутящий момент, который выдерживает раздаточная коробка Нивы без уменьшения ресурса работы, предусмотренного заводом-изготовителем.
Если в качестве такого двигателя мы планируем использовать двигатель Lifan, то мы должны в полтора раза увеличить цифру передаточного числа 25,7 и в полтора раза уменьшить максимальный крутящий момент двигателя, поскольку минимальное число оборотов двигателя около 1500 об/мин, а минимальная скорость вездехода вычисляется для значения двигателя 1000 об/мин. Нам же придется получить 1 км/час при 1500 об/мин.

Считаем дальше параметры трансмиссии исходя из предположения установки двигателя Lifan.
25,7 х 1,5 = 38,6
19,3 Нм / 1,5 = 12,9 Нм 
Максимальному крутящему моменту 12,9 Нм вполне соответствует двигатель Lifan 177F с максимальной мощностью 9 л.с. и максимальным крутящим моментом 15,5 Нм.
В данной разработке малая мощность двигателя не так страшна, поскольку он используется лишь для обеспечения скорости от 1 до 7 км/час.
Соединим двигатель Lifan 177F с КПП ВАЗ-21083 при помощи ременного или цепного редуктора, а КПП ВАЗ-2103 с раздаточной коробкой Нивы при помощи цепного привода.
Цепной привод будет находиться в самых благоприятных условиях, и его долговечности ничего не угрожает.

Получили двухдвигательную силовую установку, каждая из которых предназначена для работы в своих условиях и своем скоростном диапазоне: Lifan от 1 до 7 км/час, двигатель Нивы от 7 км/час и выше. Можно поставить и КПП от Оки, но КПП от ВАЗ-21083 встречается чаще.
Из недостатков схемы можно отметить увеличенную массу вездехода по сравнению с трансмиссией Нивы. Но повышение массы будет не столь значительным, как в случае гидропривода. Можно предположить, что повышение массы будет в пределах 70-80 кг.
Из явных плюсов – уверенное достижение минимальной скорости 1 км/час, двойное резервирование в части двигательной установки, высокая подвижность вездехода, которая даст комфортное движение со скоростями от 1 до 90 – 100 км/час.
Чтобы не усложнять педальный узел управления вездеходом, можно предложить для двигателя Lifan использовать центробежное сцепление, настроенное на 1500 об/мин.

Оффлайн Алексей Сургут

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 266
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #241 : Апрель 15, 2019, 08:10:59 am »
Вот это полет мысли!!! Давайте,Валерий,сразу замахнемся на пневмотрактор,с минимальной скоростью 0,1 км в час. Еще один двигатель к этим двум и будет трактор.Шучу,конечно. Но очень познавательно у вас получается и доходчиво.

Оффлайн puikas

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 606
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Сибирь
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #242 : Апрель 15, 2019, 10:01:57 am »
val_001,

Последний пример будет перебор по массе для таких колес.

Оффлайн Юрич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2226
  • ВТС Рэмо-сервис 1965
  • Имя: Геннадий
  • Откуда: Тольятти
  • Техника: ВАЗ-11174 Лада-Калина Универсал
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #243 : Апрель 15, 2019, 10:48:02 am »
Вот это полет мысли!!!
Не слежу за темой, толочь воду в ступе - недосуг!
Пока на пневмоходы ставятся дешевые и б/у-шные агрегаты, ни о каком профессиональном подходе к проектированию трансмиссии не может быть и речи. Как ни складывай в кучу автомобильные и тракторные агрегаты, все получится хуже специально спроектированного для пневмоходов.

Вот на самолеты же не воткнуть автомобильный двигатель без потери летных качеств, и стационарник от электростанции не подходит для транспортного использования...
Квадроциклетный силовой агрегат с вариатором и раздаткой в блоке, конечно, подойдет для легкого пневмохода наилучшим образом, только надо дождаться, когда ими наполнятся свалки металлолома.
К ним только надо сразу колесные редукторы приварганить...
Все силы сегодня надо бросить на КР в большие колеса для облегчения пневмоходов.
Трансмиссии от тракторов и грузовиков большой грузоподъемности для пневмоходов - тупик! Растут размеры, колеса, а грузоподъемность реальная остается прежняя, тогда в чем смысл?  0*)

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #244 : Апрель 15, 2019, 12:18:44 pm »
Последний пример будет перебор по массе для таких колес.
Как ни странно, спрос на такие решения есть.
Я долго не мог понять природу такого явления, потом сложилась некая аналогия с похожим решением.
Вот в чем дело: очень многих не устраивает то, что для получения хорошей минимальной скорости приходится неизбежно уменьшать мощность двигателя. Обычно мы себя успокаиваем тем, что при маленькой средней скорости эта мощность и не нужна. А если у нас вездеход обычной автомобильной компоновки, если у него есть подвеска, если он в кои веки выбрался на приличную грунтовку, то как не нужна? Очень даже нужна.
Она нужна и в том случае, если процент полного бездорожья на общем пути невелик. В этом случае "пилить" до места проявления истинных вездеходных свойств на убогом двигателе становится невыносимо скучно.
Вот и родились такое и подобные решения. А по аналогии это очень похоже на подвесной лодочный мотор. Можно сколько угодно рычать мощным двигателем, какие угодно лепить шестеренки вместо шин, но потом ставите лодочный мотор впятеро менее мощный и существенно быстрее преодолеваете водную преграду.
Рассматривайте этот дополнительный мотор как аналог лодочного, но только для езды в полной грязище. Он и предназначен для аналогичных действий - проползти в той среде, где и лодочному мотору, и штатному двигателю становится тошно.
У него специфический болотоходный диапазон скоростей - от 1 до 7 км/час. Также как и лодочный мотор, он хорош тем, что его можно снять и оставить в гараже, если не предвидится особо тяжелое бездорожье, а хочется просто с удовольствием покататься по лесу на подвижном вездеходе. Но у такого двигателя есть по сравнению с лодочным есть важное преимущество: в случае выхода из строя основного двигателя он поможет нам вернуться домой, вернуться собственным ходом, медленно, но именно своим ходом. Лично для меня именно такие моменты очень важны.
Да, такое решение увеличивает общую массу. Но кто-то увеличивает массу в угоду комфорта, а кто-то в угоду проходимости.
Переиначивая известную поговорку, можно написать: "Строим легкие, проходимые, мощные вездеходы. Выберите любые два пункта."

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #245 : Апрель 15, 2019, 12:51:24 pm »
Давайте,Валерий,сразу замахнемся на пневмотрактор,с минимальной скоростью 0,1 км в час.
Так замахивались уже на луноходе, но немного опередили время.
https://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?f=51&t=13459
Так и остаюсь при своем мнении, что проблема очень остро станет при преодолении диаметра колеса в 2 метра, причем прямой привод все-таки предпочтительней в силу простоты и надежности реализации.
А 0,1 км/час - какие тут проблемы на основе цилиндров с приставками пневмо-, гидро- или паро-? Тут хоть 0,001 км/час.
Расстраивает только обилие ступеней преобразования одних видов энергии в другие. Это все влияет на КПД и массу.
Причем самая первая - стадия преобразования тепловой энергию в механическую двигателем внутреннего сгорания весь КПД и убивает. Следовательно, в прогнозе победа тех устройств, которые на основе замкнутого цикла рабочего тела будут осуществлять непосредственный привод на колесо. То есть, все-таки "паровоз", но на современный лад. Только денег на такие проекты нужно столько, что никакого Сколково на это не хватит, особенно с учетом их "паровозного" КПД в 4 процента.

Оффлайн Олег 24

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 165
  • Имя: Олег
  • Откуда: Красноярск
  • Техника: Ирбис ТТР 250
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #246 : Апрель 15, 2019, 13:01:37 pm »
У него специфический болотоходный диапазон скоростей - от 1 до 7 км/час. Также как и лодочный мотор, он хорош тем, что его можно снять и оставить в гараже, если не предвидится особо тяжелое бездорожье, а хочется просто с удовольствием покататься по лесу на подвижном вездеходе. Но у такого двигателя есть по сравнению с лодочным есть важное преимущество: в случае выхода из строя основного двигателя он поможет нам вернуться домой, вернуться собственным ходом, медленно, но именно своим ходом. Лично для меня именно такие моменты очень важны.
val_001,   -hi- Если ещё немного поработать в этом направлении - то может более интересно получиться. Некоторые автопроизводители экспериментируют с ДВС с отключаемыми парами цилиндров. Если пойти по такому пути то КПД повыше может получиться. Что если вместо ДВС ВАЗ - взять два менее мощных - но в сумме, позволяющую иметь сопоставимую с ним мощность. Тогда если онид отключаем - то исключаем возможность повреждения трансмиссии. А при недостатки тяги на скоростных участках - удваиваем мощность. Получается что зачем по болоту с собой 4 горшковый ДВС таскать - лучше половинку.  ::thinking:::

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #247 : Апрель 15, 2019, 13:23:28 pm »
Что если вместо ДВС ВАЗ - взять два менее мощных - но в сумме, позволяющую иметь сопоставимую с ним мощность. Тогда если онин отключаем - то исключаем возможность повреждения трансмиссии. А при недостатки тяги на скоростных участках - удваиваем мощность. Получается что зачем по болоту с собой 4 горшковый ДВС таскать - лучше половинку.
Привет, Олег!  -hi-
Так я так примерно и сделал, только вместо двух одинаковых двигателей полностью сохранил ДВС и трансмиссию Нивы и добавил специально двигательный узел, который решает проблему минимальной скорости в необходимом скоростном диапазоне. К сожалению, два одинаковых двигателя не весят столько, сколько весит один удвоенной мощности. Прибавка в суммарной массе все равно будет, и будет значительная. При этом в полной мере проблему минимальной скорости это не решит. Минимальная скорость снизится лишь вдвое. А нам на примере Нивы надо в 7 раз.
Мне кажется, что двухдвигательные варианты равной мощности лучше для бортповоротников оставить. Там это все вполне обоснованно получается. 

Оффлайн Евген 66

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1870
  • Имя: Евгений
  • Откуда: Свердловская область-ХМАО.
  • Техника: 4*4 маленький к-700
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #248 : Апрель 15, 2019, 13:34:59 pm »
val_001-hi- Можно подумать как применить двух двигательную систему на 3;3  , вес второго ДВС небольшой мощности будет пожалуй меньше чем километр цепей и карданов . Хорошо бы все это поместить в диск на 21 дюйм  ::thinking:::.

Оффлайн Олег 24

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 165
  • Имя: Олег
  • Откуда: Красноярск
  • Техника: Ирбис ТТР 250
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #249 : Апрель 15, 2019, 14:41:06 pm »
Евген 66,  Вот тут что-то подобное обсуждалось. Посмотри: https://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?f=266&t=14284

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #250 : Апрель 16, 2019, 00:54:50 am »
Можно подумать как применить двух двигательную систему на 3;3  , вес второго ДВС небольшой мощности будет пожалуй меньше чем километр цепей и карданов.
Идея очень правильная и требует пристального к ней внимания. Но и в этом варианте потребуется понижение оборотов двигателя до требуемого для движения в условиях максимального бездорожья. Пока проще всего сделать гидравлическую станцию с минимально необходимыми для движения параметрами и гидромотор в качестве мотор-колеса. Но все зависит от диаметра колеса и необходимой тяги. Если есть пожелания относительно диаметра переднего колеса и его максимальной тяги, то давайте прикинем, во что это выльется.
Вторым весьма перспективным вариантом является максимальная разгрузка переднего колеса и максимально возможное смещение центра тяжести к задней оси трицикла. Чем меньше нагрузка на переднее колесо, тем меньше требования к его тяговым характеристикам. В пределе за передним колесом остается только функция рулежки, а в самом предельном варианте все вырождается в вариант первого вездехода из ссылки на видео ниже.



При всей странности такого решения за такими вариантами большое будущее.
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2019, 01:05:41 am от val_001 »

Онлайн МВП

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 7841
  • Имя: Василий
  • Откуда: Сызрань
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #251 : Апрель 16, 2019, 11:03:30 am »
Вторым весьма перспективным вариантом является максимальная разгрузка переднего колеса и максимально возможное смещение центра тяжести к задней оси трицикла. Чем меньше нагрузка на переднее колесо, тем меньше требования к его тяговым характеристикам.
Видимо сам не пробовал на зуб свою теорию .Раз прокатишься больше не захочешь . Трешки даже средней развесовки наломали многим костей и шей .Переворот происходит также мгновенно как у переломок . Рама начинает вращаться вместо колеса ни с того ни с сего . Сколько то помогает управление газа педалью но тоже не всем а только среднемоторным .

а в самом предельном варианте все вырождается в вариант первого вездехода из ссылки на видео ниже.
Вездеходе ? Или реквизит с цирковой арены ? Ручеек с глиняными берегами он переедет ? Болотце с ковром , речной песок , камышовое болото , пашню поперек борозды ?С горочки по кочкам спустится ? Может ему лучше с луга никуда не сьезжать ?

Неужели ты считаешь что третья опора должна в грунт опираться а не ... ну скажем на поворотный кулак сочлененного вездехода ?
То что первое на ссылке будет вездеходом если к нему присоединить точно такое же чудо опирающееся не на колесико а на первого .
« Последнее редактирование: Апрель 16, 2019, 11:23:40 am от МВП »

Оффлайн didulya

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4281
  • Откуда: сокол
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #252 : Апрель 16, 2019, 11:35:41 am »
Рама начинает вращаться вместо колеса ни с того ни с сего .
Прав Василий.В свое время делал трешку компакт,так чуть поддал газку и уперся в небо.Пришлось удлинять.

Оффлайн Олег 24

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 165
  • Имя: Олег
  • Откуда: Красноярск
  • Техника: Ирбис ТТР 250
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #253 : Апрель 16, 2019, 13:07:53 pm »
Мне кажется, отличный пример - для чего нужен минимальный скоростной режим.

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #254 : Апрель 16, 2019, 14:17:53 pm »
Довольно часто звучит мысль, что пора ставить в трансмиссию электродвигатели, которые точно решат все противоречия механической трансмиссии и сделают вездеход легким, мощным и комфортным. В качестве своеобразной «панацеи» предлагаются довольно современные двигатели, сделанные по технологии BLDC.
Подробно о таких двигателях можно почитать на специализированных форумах, но у меня задача совсем иная. Я хочу сравнить эти двигатели со старыми добрыми, но тяжелыми асинхронными надежными двигателями типа АИР.

В первую очередь такое сравнение обусловлено финансовым аспектом. Нет никаких проблем собрать вездеход с великолепными ездовыми характеристиками за 10 миллионов рублей. Но мы находимся совсем в другой ценовой нише, нас интересует то, что подешевле и попроще. Не буду сравнивать в части цены и массы те узлы, которые будут неизбежно у вездехода с электродвигателями BLDC и у вездехода с асинхронными двигателями. Поэтому основное различие в цене будет у самих двигателей и у блоков управления двигателями.

Как мы установили в предыдущих постах для организации механической трансмиссии на базе Нивы с минимальной скоростью 1 км/час и полной «защитой от дурака» необходим и достаточен двигатель мощностью 9 л.с. Максимальная тяга вездехода при этом будет составлять 747 кгс при диаметре колес 1200 мм.
Мы сделаем гипотетический электровездеход чуть мощнее и возьмем колеса размером чуть больше – 1300 мм. Пусть тяга вездехода будет 800 кгс. Это, безусловно, не бортповоротник, но вполне тяговитая переломка или вездеход с классической автомобильной компоновкой. Будем рассматривать вариант с четырьмя электродвигателями мощностью 3 КВт, каждый из которых вращает свое колесо.

Не хочется пихать электромотор непосредственно в грязь, поэтому пока мотор-колеса рассматривать не буду, а ограничусь колесными редукторами. У четырехколесного вездехода каждое колесо должно будет обеспечить максимальную тягу 800 кгс /4 =200 кгс.
Из этого значения вычисляем максимальный крутящий момент на оси колеса:
200 х 9,8 х 0,65 х 0,95 = 1210 Нм
Здесь 0,65 – радиус колеса в метрах, 0,95 – коэффициент деформации колеса.
 
Вот здесь можно почерпнуть информацию о конструировании трансмиссии на основе электромотора:
https://goldenmotor.ru/electromobil-svoimi-rukami/
Здесь размещена информация об интересующем нас электромоторе BLDC мощностью 3 КВт:
https://goldenmotor.ru/bldc-motors/hpm3000b-fan-cooling/
А здесь информация о контроллере управления выбранным двигателем:
https://goldenmotor.ru/bldc-motors/controller-vec200/
Стоимость электромотора составляет 29500 рублей, масса 8 кг, КПД=0,91, максимальная частота вращения 4200 об/мин, номинальный крутящий момент 10 Нм, пиковый крутящий момент 25 Нм. Особых чудес не случилось. Крутящий момент вполне соответствует обычным электродвигателям.
Хорошим моментом является относительно небольшая удельная масса – 8 кг / 3КВт = 2,67 кг/КВт. Общая масса четырех электродвигателей составит 32 кг.
Плохим моментом является цена.
Стоимость контроллера – 21300 рублей.
Таким образом, только на приобретение этих дорогостоящих комплектующих в бюджет вездехода необходимо заложить (29 500 руб. + 21300 руб.) х 4 = 203200 руб. Не дешево.
Но двигатели фирмы Golden Motor считаются очень неплохими.

Смотрим, что получится с использованием асинхронных двигателей.
Двигатель АИР мощностью 3 КВт с числом оборотов 3000 об/мин весит 24 кг, имеет номинальный крутящий момент 8 Нм, пиковый крутящий момент 18,4 Нм, КПД=0,83.
Стоимость двигателя 7500 руб.
https://www.elcomspb.ru/retail/electric_engines/general-purpose_engines/air-90-l2/
Асинхронный двигатель имеет довольно значительную удельную массу – 24 кг / 3 КВт = 8 кг/КВт. Суммарная масса четырех электродвигателей составит 96 кг, что на 64 кг больше, чем у комплекта двигателей BLDC.
Но стоимость четырех двигателей АИР составляет 30 тыс. руб., в то время как стоимость четырех двигателей BLDC составляет 118 тыс. руб. Разница очень большая. На этом фоне и 64 кг разницы в весе не кажутся столь уж большими. Лучше купить «запаску» и скомпенсировать разницу в весе полезным водоизмещением «запаски».
Стоимость контроллера управления асинхронным двигателем (частотный преобразователь) мощностью 3 КВт начинается от 14 тыс. руб. Здесь разница в цене с контроллерами двигателями BLDC небольшая.

В обоих случаях придется поставить колесные редукторы с передаточным числом более 100. Это тоже недешевый элемент вездехода, имеющий приличную массу.
В целом можно сказать, что никакого значительно выигрыша применение электродвигателей BLDC по сравнению с асинхронными общепромышленными двигателями АИР не дают, кроме массы, которая будет не столь заметной на фоне суммарной массы других узлов вездехода. Реализация трансмиссии вездехода на двигателях АИР намного дешевле. Двигатели АИР очень надежные и ремонтопригодные.

В целом считаю, что трансмиссию вездеходов на электромоторах реализовать довольно сложно в разумном ценовом диапазоне, поскольку трансмиссия с учетом колесных редукторов и источников электроэнергии получается довольно массивной. При существенном увеличении мощности электромоторов масса электромоторов АИР становится совсем уж большой, а стоимость двигателей BLDC откровенно неприличной.  Это мы еще не рассматривали стоимость и массу аккумуляторов для хоть сколько-нибудь ощутимого автономного пробега.
Поэтому электротрансмиссии больше подходят для садовых тракторов, где есть возможность внешнего подключения электроэнергии.
Сообщение понравилось: Олег 24

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #255 : Апрель 16, 2019, 16:33:38 pm »
Проект 11. БиТрак

Данный проект вступил в стадию реализации, поэту появилась мысль заявить о нем с целью сохранения определенного приоритета идеи. Отдельные части проекта патентуются, но сугубо с целью предотвратить патентование оригинальных узлов недобросовестными конкурентами. Наличие патентов никак не будет ограничивать возможности третьих лиц в части использования патентов в производстве или при индивидуальном повторении.

В основе идеи несколько предпосылок.
Много раз наблюдал, как Шерп движется по чистому асфальту и брусчатке. Ужасно. Зато хорошо по раскисшей грунтовой дороге. Как это совместить на одном вездеходе, чтобы там и там было одинаково хорошо?
Лично мне (да и многим другим тоже) очень интересен точный подъезд вездехода к препятствию, например забору. Тут вездеход с поворотными колесами вне конкуренции, но он сразу тяжелее бортповоротного и стремительно пожирает внутренне пространство своими огромными поворотными колесами.  Как совместить несовместимое?

Тип бортового поворота – это отдельная песня. Годы мучений без видимого коллективного прорывного результата. Трансмиссия бортповоротного вездехода это всегда удвоенная трансмиссия по сравнению с трансмиссией обычного вездехода.
Если говорить о проходимой транспортной технике на обычном бездорожье, то схема трактора с задними большими колесами и маленькими передними почему-то по-прежнему занимает лидирующую позицию. Почему? Ведь снегоболотоходы в большинстве своем равноколесные. Да потому, что технически очень удобно иметь неповоротные большие тяговые колеса без подвески с хорошим накатом и небольшие поворотные с подвеской, которые практически не съедают полезное пространство, но при этом трактор довольно точно рулится.  К слову, на тракторах МТЗ-80 в полной мере реализован бортовой дифференциальный поворот, и выполняется он там намного легче и проще, чем на вездеходах с равноразмерными колесами.

Отдельная предпосылка. Наши вездеходы должны быть водоплавающими. Поэтому развесовка вездехода очень важна. Причем как в варианте полной массы, так и в варианте минимальной нагрузки, когда только водитель едет на вездеходе снаряженной массы. Отсюда довольно уныло смотрятся простейшие переломки в воде, когда в первой секции водитель и мотор, а во второй пустой кузов.

Отдельный постулат: при равном объеме колесо с большим диаметром всегда более проходимое, поскольку у него лучше накат.

Можно было бы попробовать (и такие попытки ведутся) сделать вездеход с тракторной компоновкой с маленькой массой и со смещением центра тяжести в сторону больших колес. Но это опасный путь, поскольку возможны ситуации, когда вездеход будет стремиться опрокинуться назад.

Вот от этого отправного пункта и родилась идея сделать шестиколесный вездеход, у которого центр тяжести строго на оси средних колес, средние колеса имеют большой диаметр и не имеют подвески, а передние и задние относительно небольшого диаметра и поворотные (и передние, и задние) с развитой мягкой подвеской.
Фактически это сдвоенный трактор, или БиТрак.

БиТрак по сути своей бортповоротник и полноповоротник одновременно. Базовая часть трансмиссии БиТрака простая, даже примитивная. Это обычный мотор, которой при помощи КПП и раздатки нагружен на мост. Пусть это будет мост ГАЗ-3307 с обычным дифференциалом с максимальным передаточным числом 6,83, если хотим использовать колеса размером 1750 мм. Если центр масс точно на оси средних колес, то на крайние колеса статической нагрузки нет, кроме создаваемой упругими элементами подвески, и весь бортовой поворот состоит в забегании одного большого колеса относительно другого. То есть это примитивный и при этом очень легкий дифференциальный поворот в автомобильном режиме. Режим бортового поворота еще больше облегчается при рулении крайними колесами.
Требования к тяговым характеристикам крайних колес минимальные и для их привода производится отбор мощности от основной силовой части трансмиссии.

Теперь сразу о недостатках.
1. Нужна очень точная центровка. Но если мы постоянно плаваем, то она нужна в любом раскладе.
2. Крайние колеса нуждаются в развитой подвеске, иначе возможно вывешивание средних колес. Но для кого-то этот недостаток будет большим преимуществом.

Преимущества.
1. Достаточно простая трансмиссия автомобильного типа в базовом варианте.
2. Выход на лед. Тром-8 на лед выходит лучше, чем Шерп, и это в чистом виде заслуга продольного балансира. Шерп при движении по воде приподнимает переднюю часть за счет силы реакции опоры при вращении колес, но все равно ему достаточно тяжело опираться на лед передними колесами (масса большая, край льда ломается). В нашем случае в аналогичной ситуации передние колеса будут приподниматься легко за счет размещения центра тяжести на средней оси колес. Касание льда в первоначальный момент будет практически с нулевым весом передних колес. Выход на лед будет намного легче. Но тут главное – не переборщить, поскольку кручение вездехода в воде вокруг средней оси будет избыточно легким. Но это можно скомпенсировать.
3. БиТрак можно эксплуатировать в варианте установки только крайних колес, перевозя средние колеса на багажнике, что самым благоприятным образом скажется на сроке службы дорогих шин. В этом варианте мы получаем полноуправляемый автомобиль повышенной проходимости с отличной управляемостью на дороге с хорошим покрытием.

Предварительные технические характеристики.
Ширина вездехода – 2500 мм. Расстояние между осями крайних колес – 3000 мм. Клиренс – 600 мм. Возможно использование колес на средней оси диаметром от 1600 до 1800 мм шириной до 750 мм.
Диаметр крайних колес – 1100 мм, ширина до 500 мм. Водоизмещение крайних колес в районе 250 кг, дополнительно спереди и сзади закрепляются запасные колеса диаметром 1100 мм,. которые участвуют в создании полезного водоизмещения вездехода.

Вроде пока все. Пора в дорогу.....

Оффлайн didulya

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4281
  • Откуда: сокол
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #256 : Апрель 16, 2019, 17:14:43 pm »
Эскизик бы что ли,как то не совсем понял. ::undecided:::

Оффлайн Алексей Сургут

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 266
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #257 : Апрель 16, 2019, 21:54:38 pm »
val_001, Валерий,ну ты даешь. Очень интересно.

Оффлайн Алексей Сургут

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 266
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #258 : Апрель 16, 2019, 21:57:11 pm »
2. Выход на лед. Тром-8 на лед выходит лучше, чем Шерп, и это в чистом виде заслуга продольного балансира
На самом деле Тром 8 хуже выходит на лед,чем Шерп. Выходит,конечно,но не всегда,сильно не хватает тяги на воде в силу относительно крупных размеров,многоколесности и относительно слабого движка.

Онлайн МВП

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 7841
  • Имя: Василий
  • Откуда: Сызрань
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #259 : Апрель 16, 2019, 22:13:07 pm »
В нашем случае в аналогичной ситуации передние колеса будут приподниматься легко за счет размещения центра тяжести на средней оси колес. Касание льда в первоначальный момент будет практически с нулевым весом передних колес.
Чего чего ?  ::thinking:::  В момент касания в каком водоизмещении они находятся ?

Но тут главное – не переборщить, поскольку кручение вездехода в воде вокруг средней оси будет избыточно легким.
Тут вообще непонятно , его подвесными моторами не вдруг закрутишь . Надо водоворот устроить в несколько тонн воды .

 

Выбираем автомобиль-донор для вездехода.

Автор Евгений Е.

Ответов: 30
Просмотров: 4238
Последний ответ Март 24, 2019, 18:42:31 pm
от МВП
Будет ли толк, от такого вездехода.

Автор Роман 172

Ответов: 16
Просмотров: 1421
Последний ответ Декабрь 20, 2018, 10:45:03 am
от МВП
Оптимальный вес вездехода.

Автор Евгений Е.

Ответов: 120
Просмотров: 12782
Последний ответ Январь 08, 2017, 17:17:02 pm
от Demantoid