Автор Тема: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)  (Прочитано 49622 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Приветствую!
Давненько хотел собрать небольшой вездеход, где в качестве силового агрегата использовался бы мотоблок.  Основная идея заключается в следующем: берём мотоблок, снимаем с него колёса и руль, устанавливаем в раму и с колёсной оси мотоблока карданами на мосты. При  этом ключевое требование - никаких кардинальных переделок мотоблока. Воткнул мотоблок в раму - получил плавающий вездеход, снял - получил обратно мотоблок. Вот что из этой затеи получилось:

Вездеход "Тарас" (прототип)



Технические характеристики:

Габаритные размеры (ДШВ) - 3100/1760/1820
Снаряжённая масса - 530 кг
Минимальная скорость - 1 (1,5) км/ч
Максимальная скорость - 8 (12) км/ч
Грузоподъёмность - 200 кг
Рама - одноуровневая, из профильной трубы 60*40*2
Силовой агрегат - мотоблок МБ-3 "Нева". Двигатель Робин-Субару (7 л.с.), 3 передачи переднего хода, 1 заднего
Мосты - М-412 (п/ч = 3,88 )
Шины-ободрыши - Камаз-вездеход (модель шин не знаю), камерный вариант
Диски - закрытые, с болтовыми фиксаторами от проворота покрышек.
Поворотный кулак - Уаз со ШРУСом М-2141
Рулевое управление - колонка - Ваз-1111 "Ока", рулевая рейка - Ваз-2108
Тормозная система - трансмиссионная, механическая ("ручник"). Суппорт от снегохода "Буран", рычаг от Ваз-2108

Т.к. конструкция вездехода проще некуда (хотя на самом деле есть куда  :)  ), то и рассказывать о ней особо нечего.
Вначале был приобретён мотоблок. Выбор пал на питерский МБ-3 "Нева". Взял из-за трёхскоростной КПП, где первая передача ну очень тихая даже для мотоблока. Двигатель не особо мощный, опыта с такими мощностями никакого и поэтому не хотелось ошибиться и получить недостаточное понижение на колёсах. Второй момент - это возможность отключения одного из колёс мотоблока от трансмиссии. На мотоблоке данная опция служит для облегчения разворота мотоблока, ну а на вездеходе получаем возможность отключать один из мостов.

Мотоблок разместил на задней полураме. Почему на задней? А вот так захотелось. Хотелось посмотреть, что из этого выйдет.
Вышло следующее:









Как не трудно заметить, почти все органы управления мотоблоком размещены на задней полураме. Это сделано для того, чтобы не уходить от главной идеи: использовать мотоблок с минимальными переделками. Вследствие чего органы управления брались штатные мотоблоковские и целиком, без каких-либо изменений, переносились на раму вездехода. Единственное исключение - это педаль и тросик управления сцеплением. Штатный рычаг вместе с тросом снимается (минута делов) и вместо него к мотоблоку подсоединяется тросик сцепления от вездехода (ещё минута делов), связанный с педалью.



Принцип действия сцепления остается точно таким-же, как и на мотоблоке: нажал на педаль - вездеход поехал, отпустил - вездеход встал. Вот и всё управление.

В качестве шутки юмора :)
Над силовым агрегатом размещено место для пассажира. Выхлопные газы от двигателя вылетают под пассажирское сиденье и тем самым его нагревают. Нижний отдел головного мозга пассажира находится постоянно в тепле, отчего пассажиру хорошо и он не против стать частью механизма управления вездеходом. Водитель при помощи голоса отдаёт команды переключить скорость и/или добавить/убавить газу, что незамедлительно выполняется. Таким образом в данном вездеходе предусмотрена: а) аудиомеханическое управление б) бесплатные тренинг по улучшению взаимодействия в команде  :)

Видео:








В целом вездеход превзошел ожидания. Мощности двигателя хватает для уверенного передвижения на третьей передаче даже в довольно крутые подъёмы. На первой же минимальная скорость столь мала, а тяга столь высока, что вездеход на холостых оборотах берёт довольно сложные препятствия, без какого-либо напряга со стороны двигателя. Можно смело увеличивать в диаметре ведущий шкив процентов на 50, увеличив тем самым и максимальную скорость вездехода с 8 до 12-13 км/ч, без вреда для тяговых возможностей самого мотоблока. На двухскоростной КПП навряд-ли такое можно было бы сделать без применения вариатора или двойного шкива.

Оффлайн Саныч

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4852
  • Имя: Александр
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: Шеви-Нива
В полку лёгоньких прибыло!

Оффлайн Дмитрий-59

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2516
  • Имя: Дмитрий
  • Откуда: Пермь
Классная штучка  1*11

Оффлайн Vlas69

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 915
  • Священный Байкал
  • Имя: Владимир
  • Откуда: Краснодар
Качество на высоте!  1*11 Но целиком как концепция меня не устроила. Типичная переломка, мосты, вес как у стандартной переломки. Теряется смысл перестановки мотоблока, проще еще один движок поставить с коробкой, зато управление будет гораздо удобнее. Нет чувства универсальности. И просятся самоблоки в мосты.
Работая над своим Кабаном, у меня была подобная цель: минимальный вес, максимальная универсальность, ось мотоблока является мостом без доп мостов, смена колес в зависимости от задач, задний адаптер полноприводной, управление максимально мотоблочное, быстрое снятие и использование отдельно мотоблока,  снятие и установка любых модулей, сейчас работаю над сельхоз модулями.  ::morning1:::

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Качество на высоте!  1*11 Но целиком как концепция меня не устроила. Типичная переломка, мосты, вес как у стандартной переломки. Теряется смысл перестановки мотоблока, проще еще один движок поставить с коробкой, зато управление будет гораздо удобнее. Нет чувства универсальности. И просятся самоблоки в мосты.
Работая над своим Кабаном, у меня была подобная цель: минимальный вес, максимальная универсальность, ось мотоблока является мостом без доп мостов, смена колес в зависимости от задач, задний адаптер полноприводной, управление максимально мотоблочное, быстрое снятие и использование отдельно мотоблока,  снятие и установка любых модулей, сейчас работаю над сельхоз модулями.  ::morning1:::
Это прототип. В следующем варианте мотоблок (или такой же или Салют) будет под сиденьем водителя. Соответственно длинны тросиков хватит для организации нормальных органов управления. Там же будет двойной шкив для получения повышенной и пониженной передач. В целом же концепция будет такой же: съёмный мотоблок. Я прекрасно понимаю, что из 10 обладателей такого вездехода снимать/ставить мотоблок будет максимум 1. Тем не менее сделаю, потому что охота довести идею до конца.

Оффлайн Андреi

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1861
  • Имя: Андрей
  • Откуда: Пенза
А я думал мой самый тихоход.

Мне думается - не надо разбирать мотоблоки. Я и Vlas69 это говорил.
Ушло время - сейчас это тупиковая ветвть.
Раньше из бензопилы запросто мог что то задумать
а теперь у меня пила лежит и мысли её разбирать абсолютно не приходят

тем более лифан у Александра выписать  -  как по сотовому позвонить.

 и я не считаю себя даже среднего достатка, так мелкота ...

Оффлайн Саныч

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4852
  • Имя: Александр
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: Шеви-Нива
А у Сайгака редуктора от Салюта лежат по дешовке!

Оффлайн Саныч

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4852
  • Имя: Александр
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: Шеви-Нива
Павел! А в процессе постройки фото? Раму бы перед зашивкой? Какой вылет у дисков?  Запорные кольца не съёмные? Размер?

Оффлайн Александр 78

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 241
  • На болоте
  • Откуда: Питер
  • Техника: Техника повышенной проходимости
Добрый вечер ,а мне понравилось исполнение .всё продумано и аккуратно  98*&

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Павел! А в процессе постройки фото? Раму бы перед зашивкой? Какой вылет у дисков?  Запорные кольца не съёмные? Размер?
Некоторые фото ниже. Основную часть выложу на своём сайте чуть позже. Вообще я не очень много фотографировал.
Вылет у дисков - 120 мм от внутреннего края диска до посадочного. Ширина диска - 350 мм, диаметр - 20 дюймов.
Запорных колец на этих дисках нет вообще. Это диски старой конструкции Игоря (DIV), предназначенные под забортовку. Мне они очень нравились. Игорю нет. Поэтому он от них отказался в пользу дисков с зажимным кольцом.

Задняя полурама в сборе




Задняя полурама с откинутым кузовом




Задняя полурама с установленным мотоблоком




Крепление моста к задней полураме



Карданчики




Крепление мотоблока к раме






Передняя полурама




Крепление рулевой рейки




Шасси








Кузов




Кузов с каркасами крыльев




Кузов с крыльями




Трансмиссионный тормоз






Рычаг ручника трансмиссионного тормоза


Оффлайн Саныч

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4852
  • Имя: Александр
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: Шеви-Нива
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #10 : Февраля 09, 2014, 23:11:03 pm »
Отлично Павел! Всё увидел! Весы рядом с кузовом... сколько показали?

Оффлайн РоманЮК

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 305
  • Имя: Роман
  • Откуда: Пикалево
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #11 : Февраля 09, 2014, 23:28:12 pm »
Asterix
Павел, всё аккуратно, как всегда. 1*11
Что на полу?
Чем так загнул дуги крыльев?
Как поженил тяги рулевые?
Полурамы одноуровневые. Играют (складываются) в местах лрепления кулака, если попрыгать? :)
« Последнее редактирование: Февраля 09, 2014, 23:32:35 pm от РоманЮК »

Оффлайн Помор

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 217
  • Откуда: Архангельск
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #12 : Февраля 09, 2014, 23:49:20 pm »
Сколько времени занимает превращение мотоблока в вездеход и обратно?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #13 : Февраля 10, 2014, 00:23:23 am »
Сколько времени занимает превращение мотоблока в вездеход и обратно?
Вдвоём 20 минут не торопясь. Надо снять с мотоблока колёса (2 болта), открутить два тросика с руля (два болта), снять руль (один болт). Затем одеть карданы на колёсные валы и вдвоём установить мотоблок в раму вездехода. Прикрутить 4 болта крепления мотоблока к раме. Прикрутить 8 болтов крепления карданов. Прикрутить 2 болта соединяющих карданы с осью. Прикрутить два тросика к раме вездехода (2 болта) и один тросик (сцепления) просто надеть крючок на пружину. Всё, можно ехать.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #14 : Февраля 10, 2014, 00:24:36 am »
Отлично Павел! Всё увидел! Весы рядом с кузовом... сколько показали?
Это не весы. Весов у меня нет. Взвешиваю изделие целиком.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #15 : Февраля 10, 2014, 00:37:28 am »
Asterix
Павел, всё аккуратно, как всегда. 1*11
Что на полу?
Чем так загнул дуги крыльев?
Как поженил тяги рулевые?
Полурамы одноуровневые. Играют (складываются) в местах лрепления кулака, если попрыгать? :)
На полу ламинированная фанера 12 мм.
Профиль гнул самодельными вальцами.
Женить тяги не пришлось. Первоначально планировалось сначала сделать вездеход, затем выточить переходник с рулевой тяги Ваз на рулевой наконечник Уаз, нужно длинны и с нужной резьбой. Когда стал примерять выяснилось, что, во-первых, резьба на рулевой тяге Ваз точно такая-же, как и на наконечниках Уаз. А, во-вторых, что если выкрутить одну часть рулевой тяги Ваз из регулировочной втулки (на машине её регулируют схождение колёс), и закрутить туда наконечник рулевой тяги Уаз (с левой резьбой), то получиться готовая рулевая тяга нужной длины. Так что я ничего не обрезал и не точил. Повезло.
Зато не повезло в другом. Первоначально планировалось соединять рулевую тягу с ухом, отлитым на поворотном кулаке. Но не получилось. Рейка бы работала на излом (надо её будет сдвинуть в следующем вездеходе). Поэтому пришлось установить рулевую сошку от Уаза, как это сделано на всех Бобиках.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #16 : Февраля 10, 2014, 00:41:24 am »
Полурамы одноуровневые. Играют (складываются) в местах лрепления кулака, если попрыгать? :)
Крепление поворотного кулака к раме ничем не отличается от Бобика. Там пружинит. Здесь наверняка тоже будет.

Оффлайн Ми-8

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 349
  • Имя: Соколов Олег Дмитриевич
  • Откуда: Г.Весьегонск Тверская обл.
  • Техника: Переломка 4*4 .лодка Крым под Ямахой , байдарка, финки.
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #17 : Февраля 10, 2014, 02:15:17 am »
Приветствую Павел! Добротный аппарат получился. Я так понял, он в твоём проекте под перевозку на легковом одноосном прицепе
к местам охоты, рыбалки, задумывался.Судя по видимой простоте конструкции, там и ломаться нечему. Кулак и рейка с запасом прочности для такого веса. Любопытно, Тарас плавать будет?
И мои поздравления с новой мастерской, более похожей на операционную.

Оффлайн Анатольич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1952
  • Откуда: г. Киров
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #18 : Февраля 10, 2014, 09:24:38 am »
Павел, птиветствую! Этот аппарат, как и все другие, и как всегда, на достойном уровне  1*11 А мастерская - класс!

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Re: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)
« Ответ #19 : Февраля 10, 2014, 12:39:45 pm »
Я так понял, он в твоём проекте под перевозку на легковом одноосном прицепе к местам охоты, рыбалки, задумывался.
Ага, типа того. Прототипы будут таких же размеров, из-за ширины мотоблока, а вездеход на базе прототипов планирую сделать ещё меньше. В идеале, чтоб без разбора заезжал в коммерческие фургоны типа Форда-транзита. Но это долгая история, т.к. занимаюсь этим проектом между делом. Того же Тараса больше полугода собирал, хотя его недели две делать от силы.

Любопытно, Тарас плавать будет?
Будет конечно. Примерно по уровень пола. При установке ободрышей ВИ-3 погружение в воду с одним водителем будет примерно на треть колеса, что должно дать неплохую проходимость по болотам, хоть и очень медленную.

 

Вездеход Jupiter с двухцилиндровым двигателем Lifan

Автор Юрьевич

Ответов: 241
Просмотров: 83624
Последний ответ Января 25, 2019, 12:02:05 pm
от didulya
Вездеход Хантаса 4х4 ломающаяся рама

Автор хантас

Ответов: 481
Просмотров: 175080
Последний ответ Июля 03, 2014, 20:37:02 pm
от хантас
Вездеход переломка с двигателем ЗИД и раздаткой ЗАЗ.

Автор @ndroid

Ответов: 223
Просмотров: 92688
Последний ответ Марта 13, 2015, 18:00:40 pm
от @ndroid
Вездеход переломка на CG10 с акпп

Автор gudvin

Ответов: 310
Просмотров: 71316
Последний ответ Сентября 02, 2023, 20:29:04 pm
от gudvin
Переломка на шинах К-700. Вездеход Кирыч)))

Автор P_S_M

Ответов: 93
Просмотров: 36176
Последний ответ Ноября 30, 2023, 19:23:06 pm
от Ded