Автор Тема: Гибкий привод третьего колеса караката  (Прочитано 5370 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн fishingmobile

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 109
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
  • Техника: Самодельный снегоход
Приветствую всех форумчан, самоделкиных, рыболовов и прочих охотников! В общем, это моя вторая тема, которая логически вытекает из моей первой и основной темы: Трехколесный снегоход для рыбалки. Может я не прав и мне бы не стоило выносить этот вопрос в отдельное место, но мне кажется, что тут слишком много моментов, которые отношения исключительно только к моему каракату не имеют, а скорее более теоретические и практические. Немного расскажу про свой каракат и объясню, почему я эту тему начал.



Свой каракат я фактически завершил и некоторые технические моменты по небольшой доделке и доработке я оставил на летний период, так как они уже не потребуют каких-либо специфических испытаний только по снегу. Нужно сделать совсем немного: перевести ручное управление натяжителями ремней на педали, кое что сделать из удобств, зашить отсеки, огрунтовать и покрасить. Конструкцией я очень доволен, уже с начала зимы использую его для поездок на зимнюю рыбалку за острова. Вся дорога 18 километров от дома до места рыбалки за Головкинскими островами на Волге в районе Старой Майны Ульяновской области проходит исключительно по бездорожью - проезжаю небольшой участок в 1 км по селу и сразу сворачиваю в поле. По пути есть все: приличные спуски и затяжные подъемы, боковые уклоны, буераки, переметы - короче все есть и степень тяжести зависит от того, насколько погодные условия были благоприятными в последние дни. На воде тоже много чего интересного встречается, но слишком больших проблем пока еще не возникало. Дорога занимает по времени около часа с небольшой остановкой на берегу для визуальной проверки караката и перекура. Привод у меня только на передние два колеса, которые у меня вращаются через промежуточный вал с понижением и дифференциал без блокировки. Кстати, есть два комплекта звезд на промежуточный вал - быстрая и тяговитая. На быстрой я катаюсь рыбачить, когда снега мало или дорога мной уже укатана, а тяговитую ставлю тогда, когда мне дорогу надо пробивать или возможен снегопад и переметы в ветер - снимается и меняется все очень быстро даже в поле, но обычно это делаю заранее, а вторую звезду с запасным комплектом цепей вожу с собой (всего пару килограмм). Решил пока отказаться от заднего хода, который реализован на редукторе мотоблока Каскад/Нева (даже не знаю какой у меня - мне это не так важно) не очень удачно для использования его на каракате. Тормозов у меня, кстати, тоже нет, да и большой необходимости в них не вижу, но все-таки желательны даже потому, что я иногда залетаю в гараж аж до противоположной стены - каракат очень катучий. Но, если бы была возможность реализовать достаточно просто и относительно компактно возможность подключения привода заднего колеса для его подкручивания (речь не идет о передаче всего крутящего момента двигателя, а лишь примерно его четверти/трети), легких тормозов (речь не идет о полной блокировке колеса юзом) и более эффективного заднего хода (чем стандартный ременный на редукторе), то я бы не отказался. Но все это сразу у меня отпадает, так как нет желания вести передачу крутящего момента от передней части караката через два шарнирных сочленения (поворотный узел и вилка заднего колеса) к задней посредством карданов/цепей и если нет другой возможности реализации.

Есть идея попробовать для передачи крутящего момента использовать силовой гибкий вал в броне - такие, например, используются для глубинных вибраторов при укладке бетона. Сам я по образованию инженер-строитель и с подобной штуковиной встречался неоднократно, знаю достаточно хорошо ее специфику. Не собираюсь изготавливать сам вал самостоятельно, а буду использовать готовый длиной около 3 м, цена вопроса - 3-4 тыс. руб. вместе с булавой, а без нее и того меньше. Хотя если часть булавы в месте подключения гибкого вала можно будет как-то использовать для моей конструкции, то не вопрос один раз потратиться на вал с булавой в комплекте. Специфика использования таких валов заключается в том, что его нельзя очень сильно перегибать - у каждого диаметра гибкого вала есть предельный радиус изгиба, который превышать не желательно. В моем случае это будет не более 300 мм, что укладывается с запасом для вала в 12-16 мм. При достаточно небольших изгибах вал почти не оказывает сопротивления кручению, хотя потери, естественно, небольшие есть. Температура до 15 градусов мороза тоже не имеет значения - использовали валы и при более низких температурах, тем более вал при работе немного прогревается. Ниже приведу таблицу характеристик гибких валов отечественных производителей - все они примерно одинаковые у всех:



В таблице не указана максимальная скорость вращения. Для валов диаметром от 12 до 20 мм она составляет в районе 3000 оборотов в минуту, что уже достаточно с запасом, так как вал будет использоваться после небольшой редукции ременной передачи и не превысит трети от максимальных оборотов двигателя - выйдет в районе 1200-1500 оборотов в минуту максимум. Этой же ременной передачей вал будет отключаться, т.е. он не будет вращаться вообще при отключении заднего колеса, когда ролик натяжителя ремня отпущен. Вал также не будет сильно изгибаться - только на шарнире поворота в пределах +/- 30 грардусов на большом участке длины, т.е. вообще далеко от максимальных значений изгиба, так что и потери будут совсем небольшие, да и большого смысла маневрировать с подключенным приводом нет. Изгиб же на вилке заднего колеса совсем небольшой и его вообще можно не учитывать. Прикинул вот такую схему, где хочу реализовать одновременно подключаемый привод заднего колеса с возможностью переключения направления движения вперед/нейтраль/назад и наличием небольшого тормоза:



Отключение же вала от колеса будет происходить на угловом редукторе в положении нейтраль - основное положение редуктора. Управление же всей этой приблудой будет педальное через трос. Педаль будет сдвоенная: нажал верхнюю лапку - натянулся ремень и подключилось заднее колесо вперед, нажал нижнюю лапку - натянулся ремень и заднее колесо подключилось назад. Если отказаться от задней передачи, то нижнюю лапку можно использовать для тормоза, хотя привод тормоза можно сделать ручной и сбоку, или же отдельной педалью. Без заднего хода можно сделать все проще - минус одна шестерня и муфта зацепления, а трос будет отключаться обгонной муфтой между тормозным барабаном и угловым редуктором. Все передаточные - приблизительные, колесо будет подключаться только на низкой скорости с большой редукцией после гибкого вала.

Будут рад дельным советам да и вообще обсуждениям в плане теоретическо-практического вопроса использования гибкого вала для привода колеса. Может кто подскажет, какие готовые узлы можно использовать - конические шестерни, небольшие тормозные диски/барабаны, центробежные сцепления от хозяйственного инструмента (если имеет смысл использовать сцепление), обгонные/храповые муфты и прочее и прочее.

Заранее всем спасибо. Есть только одна просьба - что касается моей конструкции, то не стоит предлагать использование гидравлических насосов и гидравлических приводов, карданных валов и цепных передач через всю раму, электроприводов и моторколес, а уж тем более использование отдельного двигателя. Давайте говорить о возможности применения именно гибкого вала.
« Последнее редактирование: Марта 17, 2021, 15:31:33 pm от fishingmobile »

Оффлайн Леха 273

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 653
  • Имя: Алексей
  • Откуда: Петрозаводск
  • Техника: шишкотряс 4 на 2, вездеход Монстрик 4 на 4
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #1 : Марта 17, 2021, 21:23:02 pm »
всё не прочитал, много букв  -hi-. Но если по теме- не будет работать Ваш привод, увы. Слишком большая нагрузка  ::undecided:::. На гибкий привод... -hi-
Сообщение понравилось: андрей72

Оффлайн fishingmobile

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 109
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
  • Техника: Самодельный снегоход
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #2 : Марта 17, 2021, 23:21:28 pm »
не будет работать Ваш привод, увы
Что так категорично-то? Колесо-то не напрямую к тросу крепиться же будет.

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 3809
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #3 : Марта 18, 2021, 02:18:51 am »
Что так категорично-то? Колесо-то не напрямую к тросу крепиться же будет.

Думаю посчитать стоит.

Для начала посмотреть какую мощность передает гибкий вал на вибраторе (взять мощность потребляемую на КПД ее...)
Скорее всего сильно больше вал не потянет - горят они и на вибраторах.

Но если около киловата выйдет... может и стоит попробовать. Ибо киловатт мощности на 3м колесе, да еще синхронизированный по оборотам  ::thinking:::.
Однако вопрос где брать редуктора.

тут очень хорошо подошли бы редуктора с квадро (скутеро) ног. Маленькие, легкие понижение в 7 - 11  раз. Мощность избыточная. прочность по моменту тоже достаточная.
но нужны два: и в ветви 3го колеса и в ветви ведущего моста 

И еще ... может быть будет иметь смысл делать этот привод подключаемым (part time так сказать...). Причем отключать лучше с обоих концов.
Ибо... при быстрой езде (возможна только по хорошей дороге) вал должен передавать заметную мощность, но в таком режиме и недопривод справиться.
Полный привод важен в грязи, но там часто достаточно небольших мощностей - потребный момент можно реализовывать за счет понижения.

Т.е. получается аппарат должен получить раздатку которая переключает поток между двумя разными цепями  повышенного недопривода и пониженного полноприводного аппарата.

Но в ситуации самодельной цепной конструкции это может быть дажепроще реализуемой схемой.
« Последнее редактирование: Марта 18, 2021, 02:33:41 am от SLOW »

Оффлайн fishingmobile

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 109
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
  • Техника: Самодельный снегоход
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #4 : Марта 18, 2021, 08:22:18 am »
может быть будет иметь смысл делать этот привод подключаемым (part time так сказать...). Причем отключать лучше с обоих концов
Ну фактически он и будет подключаемый - с одной стороны гибкий вал отключен свободным ремнем, а с другой - положение нейтраль на угловом редукторе.

Онлайн вовочка

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 575
  • Имя: Владимир
  • Откуда: Новосибирская обл.
  • Техника: УАЗ, трактор, мотоквадрик
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #5 : Марта 18, 2021, 08:56:23 am »
ГП мото Урал, не? ::thinking:::

Оффлайн Leon10010

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2340
  • Имя: Дормидонт. Евлампиевич.
  • Откуда: грязные дворики
  • Техника: велик
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #6 : Марта 18, 2021, 09:46:13 am »
Поставив 4 колеса, проходимость уже повысится. Две колеи топтать.
 

Онлайн МВП

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 14004
  • Имя: Василий
  • Откуда: Сызрань
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #7 : Марта 18, 2021, 10:17:29 am »
Поставив 4 колеса, проходимость уже повысится. Две колеи топтать.
 
Тема про вал , про колеса у него есть отличная очень не рядовая тема . Которую можно найти в первом посте
Сообщение понравилось: fishingmobile

Оффлайн SolovyevAndrej

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2285
  • Имя: Андрей
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: Stels leopard, мотоблок мтз, ямаха серов, форд рейнжер.
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #8 : Марта 18, 2021, 13:14:26 pm »
По моему надо остановиться. Взглянуть на всёэто со стороны и либо оставить всё как есть , либо начать с нового листа ... используя полученные знания .
Изначально у конструкции есть проблема с перегрузом заднего колеса и наличием третьей колеи .
На мой взгляд нет смысла усложнять и утежелять аппарат .
Сообщение понравилось: bob292

Оффлайн Александр В.М.

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 160
  • Имя: Александр
  • Откуда: Москва-Семенов
  • Техника: ГАЗ 2217
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #9 : Марта 18, 2021, 13:16:08 pm »
Блин, мне кажется вал вибратора хлипковат. Если что, знаю не только про бытовые жужжалки, еще в далеком 1985 году своими руками ГО заливал, там ентого бетону было... А может просто как всегда, хочется что-то что б монументальное было, полуоси там размером с ногу, карданчик от Кировца- косность мышления  0*) ::crazy:::

Оффлайн Александр В.М.

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 160
  • Имя: Александр
  • Откуда: Москва-Семенов
  • Техника: ГАЗ 2217
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #10 : Марта 18, 2021, 13:17:42 pm »
По моему надо остановиться.
и либо оставить всё как есть , либо начать с нового листа ...
На мой взгляд нет смысла усложнять и утежелять аппарат .
+100500

Оффлайн Леха 273

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 653
  • Имя: Алексей
  • Откуда: Петрозаводск
  • Техника: шишкотряс 4 на 2, вездеход Монстрик 4 на 4
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #11 : Марта 18, 2021, 14:40:47 pm »
чё то в голову пришло- если немного мощности надо передать на это колесо, то может электродвигатель? Счас их разных полно, но наверное не дёшево получится. А так у финов давно уже лесовозы по Карелии ездят с электродвигателями на прицепе. Сам видел !!! Офигенная помощь на скользкой дороге. -hi-

Оффлайн Leon10010

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2340
  • Имя: Дормидонт. Евлампиевич.
  • Откуда: грязные дворики
  • Техника: велик
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #12 : Марта 18, 2021, 14:42:55 pm »
чё то в голову пришло- если немного мощности надо передать на это колесо, то может электродвигатель?
Запрещено автором!

Оффлайн Леха 273

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 653
  • Имя: Алексей
  • Откуда: Петрозаводск
  • Техника: шишкотряс 4 на 2, вездеход Монстрик 4 на 4
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #13 : Марта 18, 2021, 14:45:18 pm »
да. Извиняюсь -hi-. Но по гибкому приводу уже высказался.

Оффлайн Leon10010

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2340
  • Имя: Дормидонт. Евлампиевич.
  • Откуда: грязные дворики
  • Техника: велик
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #14 : Марта 18, 2021, 18:00:52 pm »


https://pro-techinfo.ru/konstruktsii-detalej-mashin-onlajn/detali-peredach/valy-i-osi-2/gibkie-valy-silovyh-peredach/

 На таком изгибе, как на картинке, гибкий вал долго не проживет. Чем меньше изгиб, тем лучше. И КПД такой передачи не ахти. И живучесть.
« Последнее редактирование: Марта 18, 2021, 18:05:58 pm от Leon10010 »

Оффлайн fishingmobile

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 109
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
  • Техника: Самодельный снегоход
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #15 : Марта 18, 2021, 20:39:37 pm »
ГП мото Урал, не? ::thinking:::

Это, естественно, сразу как бы напрашивается. В общем пока набираю весь хлам подряд, на днях проникну в соседний гараж и на территорию металлоприемки.

Оффлайн fishingmobile

  • Участник форума
  • ***
  • Сообщений: 109
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ульяновск
  • Техника: Самодельный снегоход
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #16 : Марта 18, 2021, 20:47:54 pm »
На таком изгибе, как на картинке, гибкий вал долго не проживет
Да там на картинке все условно. А в натуре у меня 40 см радиус влезает. И это не совсем окончательный вариант, вал можно фактически по прямой будет проложить, если спереди использовать угловой редуктор.

Оффлайн Leon10010

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2340
  • Имя: Дормидонт. Евлампиевич.
  • Откуда: грязные дворики
  • Техника: велик
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #17 : Марта 18, 2021, 22:18:03 pm »
И это не совсем окончательный вариант, вал можно фактически по прямой будет проложить, если спереди использовать угловой редуктор.
Поэтому в силовых передачах гибкую и не используют. По моменту крутящему - укладываешься в диаметр троса?

Онлайн МВП

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 14004
  • Имя: Василий
  • Откуда: Сызрань
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #18 : Марта 18, 2021, 22:22:40 pm »
не используют
Не посмею отговаривать , но на моем веку были попытки охлаждение двс мото урал  штатной тросовой передачей .Но крутить вертушок ей оказалось не под силу с частым переменным числом оборотов двс .

Оффлайн Leon10010

  • Global Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2340
  • Имя: Дормидонт. Евлампиевич.
  • Откуда: грязные дворики
  • Техника: велик
Гибкий привод третьего колеса караката
« Ответ #19 : Марта 18, 2021, 22:23:42 pm »
Не посмею отговаривать , но на моем веку были попытки охлаждение двс мото урал  штатной тросовой передачей .
Ну и чего там? 30 Ватт?

 

Перенесено: Мосты сафари колеса трэкол 1600.

Автор Юрий.

Ответов: 0
Просмотров: 1655
Последний ответ Сентября 18, 2019, 19:14:21 pm
от Юрий.
Цельнорамный мосты газ66+колеса урал

Автор МВП

Ответов: 26
Просмотров: 10204
Последний ответ Марта 24, 2015, 21:51:59 pm
от zver
Сконструировать прицеп с приводом на колеса!

Автор роман72

Ответов: 69
Просмотров: 11833
Последний ответ Октября 01, 2019, 20:49:47 pm
от val_001
Ролик+ управляемые колеса. 4х4. ВИ-3. Масса 415 кг.

Автор Николай Васильевич

Ответов: 96
Просмотров: 14599
Последний ответ Января 22, 2020, 20:30:54 pm
от Николай Васильевич
большие колеса на ниву

Автор ставр

Ответов: 25
Просмотров: 13140
Последний ответ Февраля 27, 2011, 20:36:28 pm
от Михайлович