Автор Тема: Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)  (Прочитано 49628 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прошел год с небольшим после постройки первого прототипа. Пора писать отчет  :)

Редуктор от мотоблока МБ-3 благополучно сдох в районе майских праздников 2014 года. Чего-то в нем щелкнуло и пропали первая передача и задний ход. Остались вторая и третья. Вскрытие показало, что потроха редуктора МБ-3 имеют довольно оригинальную конструкцию. Если коротко, то вторичный вал сделан пустотелым. 20 мм наружный диаметр, в центре отверстие 13 мм. На нем сидят все ведомые шестерни КПП (три передачи вперед, одна назад). В шестернях сделаны прорези. В валу, напротив каждой шестерни находятся по три шарика. Внутри вторичного вала ходит шток с утолщением. Утолщение выталкивает шарики из вала, те попадают в углубления на шестерне и, таким образом, шестерня входит в зацепление с валом.
Все бы ничего, но толщина стенки этого вторичного вала в самом тонком месте всего 2,5 мм. Плюс еще 12 отверстий для шариков просверлены, что так же не добавляет прочности конструкции.
Короче, лопнул этот самый вал аккурат пополам, по шарикам первой передачи.
Как-либо усилить этот вал не представляется возможном. Чай и на заводе не из стали 20 его делали.
Разочаровался я в этом редукторе, поставил на нем жирный крест и отложил проект легкого вездехода на неопределенный срок.
И вот весной 2015 года случилось обострение вездеходной болезни. Проштудировал интернет. Наиболее приемлемыми по характеристикам показались два редуктора: от мотоблоков "Салют-5" и "Нева МБ-2".
Первый редуктор полностью шестеренчатый. Замечаний к его прочности в инете не нашел. Купил. На вид как игрушечный. Весит 11 кг. Первичный вал всего 16 мм диаметром, выходные валы 25 мм диаметром. Ничего с ходу с ним придумать не удалось, поэтому отложил его "на потом".
С оказией был в Питере и зашел в магазин при заводе "Красный октябрь" (где, собственно, и производятся мотоблоки "Нева").
Там есть выставочные редуктора, с разрезанным корпусом. Шестерни довольно крупные, валы все целиковые. Первичный вал 20 мм диаметром, выходной вал 30 мм диаметром. Цепь, которая приводит в действие колесный вал, двойная, 2ПР-15,875 (по ГОСТу на разрыв 4500 кг). Вес - 17 кг. В целом редуктор понравился. Тем более что его устанавливают как на старые мотоблоки МБ-2, так и на новые МБ-23, где максимальная мощность двигателя составляет 10 л.с.
Приобрел и решил попробовать в первую очередь установить его.
Заодно внедрить в конструкцию вариатор от Бурана.

Т.к. вездеход не создавался с нуля, а был использован готовый, то лишнего железа наварил на "Тараса" порядочно.






В сборе это выглядит примерно так:






На вездеходе вот так:










Двигатель установили сразу 15 л.с. Чего мелочиться-то?  :)
На самом деле данная мощность нужна для ускоренного тестирования редуктора. Если редуктор с 15-ти сильным двигателем выдержит хотя бы пару недель интенсивной эксплуатации, то с 9-ти сильным двигателем, он будет жить долго и счастливо.

Сегодня вечером состоялся первый выезд. Были сомнения по поводу, что он же окажется и последним  :)
Но ничего, редуктор сразу не развалился - уже хороший знак. На днях постараюсь снять видео.

Пока же первые впечатления в целом положительные.
Минимальную скорость на первой передаче навигатор определить не смог. Меньше 1 км/ч. Максимальная скорость на первой передаче - 6 км/ч. Минимальная скорость на второй передаче - 4 км/ч Максимальная - 22 км/ч.
Мощности двигателя для такого веса с запасом. С учетом работы вариатора первая передача сегодня вообще нигде не понадобилась. Хотя специально выискивал места потяжелее, типа размокших лесовозных колей или мокрого снега в лесу. Везде ехал и не было намека на нехватку мощности на второй передаче. Если тяжело, то просто ехал на минимальной скорости для второй передачи.
С таким двигателем (15 л.с.), видимо, первая передача нужна лишь как пониженная, а не тяговая.
С 9-ти сильным двигателем, скорей всего, на второй передаче везде уже не поедешь и первая будет востребована чаще.
Кстати, забыл упомянуть о передаточных числах редуктора МБ-2
На первой передаче 1:32, на второй 1:8, на третьей 1:37. Разброс большой. Но тут уж ничего не поделать.
В этом плане редуктор то "Салюта" подходит больше. У него первая передача 1:24, вторая 1:11, задняя 1:17. Дойдут руки, попробую и его.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Сегодняшние видео:







В конце следующего видео показано, что самоход вариатора не всегда вреден. В сочетании с понижением от двигателя до колес равным 430:1, результат может быть весьма любопытен   ;)


Оффлайн .

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 8581
В сочетании с понижением от двигателя до колес равным 430:1, результат может быть весьма любопытен   

Прям сказка ПО ЩУЧЕМУ ВЕЛЕНИЮ ! 1*11

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Продолжаем серию экспериментов на выносливость редуктора МБ-2.
Не придумали ничего лучше, чем установить на Тараса бескамерные шины Арктиктранс 1300*700.

Вот что из этого вышло:








Оффлайн Саныч

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4852
  • Имя: Александр
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: Шеви-Нива
Asterix,
Понравилось, что испытания проходят с реальной загрузкой!
Павел! А выводы ?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Понравилось, что испытания проходят с реальной загрузкой!
Раньше тестировал без груза, за что получал нарекания от некоторых зрителей, мол, без груза я тут и на Жигулях проеду. Чтобы свести к минимуму подобные комментарии, решил тестировать вездеходы с номинальной нагрузкой. В данном случае это три колеса Уаз в сборе с дисками. В сумме около 90 кг. Если еще и человека посадить над двигателем, то будет рекомендованная максимальная нагрузка для данного вездехода. Просто не всегда удается с таким количеством народа кататься. Кому-то и снимать видео надо.
Вот видео выходя на лед с пассажиром и грузом. Снимали издалека и с неподходящего ракурса, поэтому качество картинки не очень.



Павел! А выводы ?
Окончательные выводы делать пока рано. Редуктор нагрузку держит. Теперь нужно выяснить ресурс. Насколько его хватит. Через пару недель такой интенсивной эксплуатации если не развалится, то вскроем его и посмотрим. Возможно, выработка большая будет. Возможно, цепь критично вытянется и нужно будет вскрывать  новые редуктора и устанавливать туда цепи хорошего качества. Если все в порядке, то с более слабым двигателем (9л.с.) и колесами меньшего диаметра (максимум Авторос-Экстрим), редуктор будет ходить достаточно долго и можно давать гарантию на вездеход. Для более мощных двигателей и колес (типа как на Тарасе во льдах), для надежной работы, думаю, требуется редуктор помощнее. Что-нибудь придумаем, если будет спрос на подобные легкие вездеходы с большими колесами.

Оффлайн Ми-8

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 349
  • Имя: Соколов Олег Дмитриевич
  • Откуда: Г.Весьегонск Тверская обл.
  • Техника: Переломка 4*4 .лодка Крым под Ямахой , байдарка, финки.
Asterix, судя по видео, пора тебя Павел поздравлять с очередным успехом, техника уверенно лезет на лёд.
Любопытно, на сколько велик остаётся запас устойчивости от опрокидывания, когда проваливается одно из колёс, ты не проверял, где грань до оверкиля?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Любопытно, на сколько велик остаётся запас устойчивости от опрокидывания, когда проваливается одно из колёс, ты не проверял, где грань до оверкиля?
При неспешной езде, попадание в полынью любого количества колес в любом порядке особой опасности не несет. На видео как раз было показано несколько таких ситуаций.
Вот еще одно:



Вот если мчать на весь газ и резко провалиться двумя передними колесами в неширокую полынью с крепкой кромкой льда, то тут может случится переворот через себя вследствие сил инерции. Еще хуже, если не в полынью провалиться, а в бобровый ход под льдом, где нет воды. Пару лет назад такое было. Едем с напарником потихоньку (километров 10-12 в час), никого не трогаем. Середина зимы, лед как бы крепкий. И вдруг резко передняя ось уходит куда-то вниз, в пустоту. Выпасть с вездехода не выпали, но тряхнуло изрядно. Ехали бы на максимальной скорости, точно бы через себя перевернулись.

Оффлайн Анатольич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1952
  • Откуда: г. Киров
Asterix, Павел, поздравляю с довольно существенным продвижением в переломкостроении  ::cheesy::: Просто поражаюсь и преклоняюсь перед твоей настойчивостью и полётом творческой мысли в этом деле  1*11  1*11  1*11
Обычно длинные видюшки не хватает терпения до конца досмотреть, а тут - "от корки до корки" просмотрел, и с большим удовольствием. Всё-таки много плюсов у переломок!
А с вариатором у тебя эта, вроде, первая? Хотелось бы услышать твоё мнение, как испытателя, об вариаторной конструкции по сравнению с безвариаторной.

Оффлайн Анатольич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1952
  • Откуда: г. Киров
Про выход из воды на лёд (заветная мечта каждого рыбака и уважающего себя вездеходостроителя) вообще отдельная тема  1*11  Тут просто супер, "Тарас" играючи, как бы между дел, многократно исполняет это упражнение, легко и не принуждённо!
Размещение силовой установки на заднюю полураму, полагаю, сыграло здесь свою роль?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Размещение силовой установки на заднюю полураму, полагаю, сыграло здесь свою роль?
Сыграло конечно, но не особо. С передним расположением двигателя можно добиться примерно такого же эффекта. Но надо тогда и двигатель и водителя смещать к задней оси, чтобы развесовка у пустого вездехода с водителем была не больше 60% на переднюю ось. Лучше 55%. 50/50 уже хуже. Что видно на примере Тараса. Перед совсем легко на лед выходит, а вот задней части выскочить значительно сложнее из-за того, что она тяжелее. У него у пустого с водителем развесовка 50/50, с шинами в кузова примерно 40/60.
Ну и про общий вес не забываем. Точнее его отношение к объему колес. Тот же Уазик если заставить держаться на воде, погружаясь на треть колеса, то не хуже будет на лед выходить, несмотря на 2 тонны веса.

Оффлайн МВП

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 13956
  • Имя: Василий
  • Откуда: Сызрань
с шинами в кузова примерно 40/60

Задним ходом  на лед полностью выезжает , или проваливать начинает  ?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
А с вариатором у тебя эта, вроде, первая? Хотелось бы услышать твоё мнение, как испытателя, об вариаторной конструкции по сравнению с безвариаторной.
С вариатором первая.
Существенный плюс - при правильно подобранном общем передаточном числе, двигатель не душиться. Не нужно переключаться. На том же видео о выходе на лед это хорошо заметно. С ручной КПП надоело бы переключаться, ибо так просто на лед на первой передаче не выползти. Нужно было бы включать третью, чтобы разогнаться в воде, а перед самым выходом втыкать первую. Просто на первой ездить - не хватит инерции. На Тарасе пробовали на первой выезжать - зрелище довольно унылое. Выезжает, но через раз. А на второй в воде колеса раскручиваются, набирается скорость, передние колеса закидываются по инерции на лед, срабатывает вариатор, увеличивая ПЧ и тягу, перед вытаскивает зад из воды. В данном случае варитор хорошо. По болоту та же картина. Ездили везде на второй передаче, ни разу не заглохли. Даже намека не было. Где не тащит или слишком трясет - включали первую. За час пару раз переключишься и все.
Это же свойство помогает беречь трансмиссию. Заметил, что "козлить" при подъеме в гору вездеход стал значительно меньше, что не может не сказаться на ресурсе мостов.
Но вариатор не без недостатков. Ведет и ведет сильно. Бывает скорость никак не выключить.
Расход топлива значительно вырос, т.к. на холостых уже не поездишь. Кстати невозможность ехать на холостых тоже минус.
Привычка нужна, т.к. вариатор живет своей жизнью. В грязи даешь газу, а вездеход медленнее едет. Выехал не сбросив газ - помчался как угорелый.

Но в целом штука хорошая. Особенно в сочетании с относительно слабыми двигателями. Управлять вездеходом становится проще и, частично, приятнее.


Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Задним ходом  на лед полностью выезжает , или проваливать начинает  ?
Выезжает, но значительно хуже. Тут надо иметь ввиду, что задняя передача еще тише, чем первая. Соответственно скорость меньше. Не хватает скорости, набранной на воде, чтобы заскочить на лед. Был бы реверс, а не просто задний ход, результат был бы иным.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Немного кочек:




Оффлайн Sergio

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 555
  • Имя: Сергей
  • Откуда: г.Белоярский ХМАО Югра
Чего то не хочет показывать, а так хотелось.

Оффлайн игорь в.

  • Модератор
  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2601
  • Имя: игорь
  • Откуда: Моск.обл.,Рядом Коломна
  • Техника: Nissan X-Trail. велосипед
Чего то не хочет показывать, а так хотелось.
Да сегодня что то с ЮТУБОМ не того.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Это с сайтом что-то не то. Везде вставилось, кроме Пневмоходов и Технофорума. Движок у них вроде один и то же.

Вот ссылка на Сноумобайлы:

http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=31&t=85667#p3766912

Или на мою станицу Ютуба. Кому что больше нравится.

http://www.youtube.com/user/Krepish4x4/videos

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Заменил редуктор мотоблока МБ-2 на редуктор мотоблока Салют-5:







Передаточные числа редуктора Салют существенно отличаются от МБ-2.
Первая передача 1:24 (было 1:32)
Вторая передача 1:11 (было 1:8)
Задний ход 1:17 (было 1:37)

Минимальная скорость на 1 передаче 1,5 км/ч (было меньше 1 км/ч)
Минимальная скорость на 2 передаче 3 км/ч (было 4 км/ч)
Максимальная скорость на 1 передаче 8 км/ч (было 6 км/ч)
Максимальная скорость на 2 передаче 17 км/ч (было 22 км/ч)

Видео с песчаного карьера:




Оффлайн Sergio

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 555
  • Имя: Сергей
  • Откуда: г.Белоярский ХМАО Югра
Asterix, редуктор от МБ-2 кончился, или просто экспериментируете ?

 

Вездеход Jupiter с двухцилиндровым двигателем Lifan

Автор Юрьевич

Ответов: 241
Просмотров: 83645
Последний ответ Января 25, 2019, 12:02:05 pm
от didulya
Вездеход Хантаса 4х4 ломающаяся рама

Автор хантас

Ответов: 481
Просмотров: 175164
Последний ответ Июля 03, 2014, 20:37:02 pm
от хантас
Вездеход переломка с двигателем ЗИД и раздаткой ЗАЗ.

Автор @ndroid

Ответов: 223
Просмотров: 92718
Последний ответ Марта 13, 2015, 18:00:40 pm
от @ndroid
Вездеход переломка на CG10 с акпп

Автор gudvin

Ответов: 310
Просмотров: 71339
Последний ответ Сентября 02, 2023, 20:29:04 pm
от gudvin
Переломка на шинах К-700. Вездеход Кирыч)))

Автор P_S_M

Ответов: 93
Просмотров: 36183
Последний ответ Ноября 30, 2023, 19:23:06 pm
от Ded