Автор Тема: Прототип вездехода Чибис-3  (Прочитано 28347 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« : Августа 19, 2019, 03:58:57 am »
Прототип вездехода с шарнирно-сочлененной рамой Чибис-3





Данный аппарат предназначен для обкатки технических решений и поиска слабых мест у такой конструкции вездехода. Т.е., фактически, это вездеход "на убой". На его основе будет сделана версия вездехода на продажу (уже делается), где в одном вездеходе постараюсь собрать достоинства Чибис-1 и Чибис-2, одновременно устранив некоторые их недостатки.

Технические характеристики:
Габариты на шинах Авторос-Экстрим:
- длина 3100 мм
- ширина 1950 мм
- высота по крылья - 1350 мм
- высота по спинку сиденья - 1750 мм
Внутренние габариты кузова:
- длина 670 мм
- ширина 740 мм
- высота 570 мм
Колесная база 1880 мм
Радиус поворота по внешнему колесу - 5 метров
Масса вездехода 550 кг (на шинах Авторос-Экстрим и камерных ободрышах ВИ-3)
Грузоподъемность 300 кг (включая водителя)
Минимальная скорость 1 км/ч
Максимальная скорость 35 км/ч (на 4-й передаче)

Двигатель Лифан 190F (15 л.с.)
Трансмиссия:
- вариатор Буран
- КПП Ваз-2105
- двухступенчатый цепной редуктор
- мосты Ваз-2106
Шины до 1300 мм в диаметре. Сейчас установлены бескамерные потроха Ви-3.
Самодельный поворотный кулак
Рулевое управление:
- самодельная рулевая колонка с основой из рулевой колонки Ваз-2110
- рулевая рейка Ваз-2108
- рулевой демпфер Ранчо RS-5406
Тормозная система:
- главный тормозной - главный цилиндр сцепления Газель.
- суппорт 2108
- тормозной диск - самодельный
Ограничитель вращения полурам - цепной.



Предыдущие две модели Чибисов нельзя назвать плохими вездеходами. Тем не менее они меня не устраивали в мелочах и я затеял третью по счету и, надеюсь, последнюю версию вездехода Чибис. Отличий довольно много.
1) Самое главное - это уход с переднеприводных КПП Ваз на КПП Ваз-классика. Это позволило решить приличное количество проблем:
- из-под днища убралась вечно цепляющаяся за все КПП
- КПП теперь над водой и хорошо защищена от намотки под сальники травы
- нет необходимости делать кулису переключения передач
- переключать передачи стало удобнее. При этом схема переключения передач не отличается от автомобильной
- карданные валы стали длинными и появилась возможность использовать их прямо с магазина, без каких-либо переделок
- сильно упростилось изготовление перехода с двигателя на КПП. Теперь ведомый шкив вариатора сидит прямо на первичном валу КПП
- значительно уменьшился шум от цепного редуктора, т.к. теперь он (редуктор) стоит после КПП, а не до нее
- пассажирское сиденье стало выше и теперь под ним можно располагать дополнительный или основной топливный бак.

2) Цепной редуктор. Т.к. КПП от заднеприводной машины, то надо было как-то набрать нужное передаточное число трансмиссии. Решал попробовать сделать двухступенчатый цепной редуктор на хорошо знакомых мне цепях от спортбайков. Оказалось, что сделать его в рамках компоновки Чибиса-3 не сложнее, чем одноступенчатые редуктора на предыдущих моделях этого вездехода. Если не проще. Все крайне примитивно. Ведущая звезда сидит прямо на вторичном валу КПП, ведомая зажата между валом поворотного кулака и карданом привода заднего моста. Блок промежуточных звезд закреплен на самодельном валу при помощи быстрозажимной втулки. Вал вращается в задней ступице Ваз-2108. Ступица может перемещаться в двух направлениях: вверх-вниз и вправо-влево. Таким образом можно натягивать обе ветки цепи, не используя никаких дополнительных натяжников.
Чтобы при плавании цепь не кидала воду на двигатель, к съемному полику приделана защита.

3) Поворотный кулак. Еще на первом Чибисе была задумка сделать кулак, где на валу передачи крутящего момента, крутилась бы и задняя полурама. Экспериментальный кулак для Чибиса-1 был сделан с ошибками, в результате чего вездеход на испытаниях сложился пополам. Пришлось вернутся к кулаку от Уаза, а реализацию задумки отложить на несколько лет. На прототипе Чибиса-3 использован самодельный кулак с Чибиса-1, когда-то выкинутый мной же в чермет. Отыскал его в куче, привел в порядок, усилил (заменил вал диаметром 30 мм на вал диаметром 40 мм) и установил его для дальнейших экспериментов. Пока все хорошо. С учетом того, что на коммерческой версии Чибиса-3 будет установлен более прочный кулак, то я считаю, что данный вариант имеет право на жизнь.

4) Остальные отличия не столь важные:
- двигатель теперь устанавливается на резиновые подушки
- капот защелкивается на капотный замок от Ваз-2110 (на Чибисе-2 он прикручивается на болты, а на Чибисе-1 открывающегося капота вообще не было)
- спереди и сзади вездехода в раму вварены так называемые "американки" - квадратные трубы для крепления различных быстросьемных штук
- появилась возможность частично прикрывать двигатель (для снижения шума) без ущерба для его охлаждения




























Тому, кто не против вертикального видео (так уж получилось), вот несколько видеороликов:









Оффлайн Tit

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 581
  • Имя: Егор
  • Откуда: Из-за леса, из-за гор...
  • Техника: Беркут
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #1 : Августа 19, 2019, 11:18:13 am »
Привет, Павел. Вездеходик - вещь. -hi-
Как же мне нравится крашеный рифленый алюминий.
Вопрос, что за материал на крыльях ?
Сообщение понравилось: Дмитрий-76

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #2 : Августа 19, 2019, 12:37:35 pm »
Вопрос, что за материал на крыльях ?
Это пластиковые подкрылки К-670 от полуприцепов, с обрезанными краями. Под них подведен каркас из профильной трубы 20*20*2. Валялись давно, решил использовать.

Оффлайн РедБулл

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1104
  • Имя: Неустроев Иван Андреевич
  • Откуда: Копейск
  • Техника: Нива была, Патриот, вездеход.
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #3 : Августа 19, 2019, 22:44:40 pm »
 Чётко  -hi-

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2509
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #4 : Августа 20, 2019, 09:08:58 am »
Это пластиковые подкрылки К-670 от полуприцепов, с обрезанными краями.
Хороший лёгкий материал, эластичный. При задевании металлическим креплением крыла в лесу за дерево пластик деформируется и легко правится в месте с металлом. Прошлогодняя цена за подкрылок, только К-650, 1 тыс. руб.
А как пассажиру попасть в кузовок, через узел перелома? Или его место(пассажира) на площадке над двс?



Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #5 : Августа 20, 2019, 12:01:43 pm »
А как пассажиру попасть в кузовок, через узел перелома? Или его место(пассажира) на площадке над двс?
Кузов предназначен для груза. Место пассажира на капоте двигателя. Ноги на защите цепного редуктора. Держаться или за капот, или за спинку водительского сиденья. Посадка на пассажирское место происходит через узел перелома. Садиться и сидеть вполне удобно. Вдобавок капот съемный и никто не мешает модернизировать его на свое усмотрение: поставить туда мягкое сиденье, сделать его двухместным и т.п.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #6 : Августа 20, 2019, 13:05:39 pm »




Сообщение понравилось: РедБулл, Юрий., Viktor 159

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2509
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #7 : Августа 21, 2019, 08:29:01 am »
Вдобавок капот съемный и никто не мешает модернизировать его на свое усмотрение: поставить туда мягкое сиденье, сделать его двухместным и т.п
Это нормально, руки у всех есть, чтобы приложить к добавке конструкции под себя. Чибис-3 хорошая машина для двоих + кузов (или два) с ягодами. Но часто второй пассажир-женщина, потому и спросил. Хотя уже есть примеры наоборот: женщина за рулем переломки, а мужик в кузове :)



Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #8 : Августа 21, 2019, 10:13:37 am »
Чибис-3 хорошая машина для двоих + кузов (или два) с ягодами.
Он как раз для этих целей и создавался: перевозка 1-2 человек + 100-200 кг груза. По относительно сухим участкам можно буксировать прицеп до 500 кг. Кому нужны большие возможности в перевозке грузов - тому Чибис не подойдет и нужен вездеход побольше и с другой компоновкой.

Оффлайн Sergej

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 28
  • Откуда: г. Мариинск
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #9 : Августа 21, 2019, 16:49:53 pm »
А как соединен вал вариатора и первичный КПП?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #10 : Августа 21, 2019, 19:38:03 pm »
А как соединен вал вариатора и первичный КПП?
Родной первичный вал обрезан почти по подшипник. Оставлен только небольшой кусочек, длиной в 20 мм. Далее был взят ведущий вал коробки реверса Буран (на котором вариатор сидит). На нем были отпилены шлицы. В валу просверлено отверстие глубиной в 25 мм и диаметром, равным диаметру остатков первичного вала КПП Ваз-Классика. Валы состыкованы в токарном станке, и там же обварены. На мой взгляд получилось неплохо. Биения практически отсутствуют и нет необходимости в дополнительной проточке вала и фрезерования канавки под шпонку - все это уже есть на валу реверса Буран.
После надевания на вал ведущего шкива вариатора (он от Тайги), на этот же вал устанавливается дополнительный опорный подшипник. В данном случае это корпусной подшипник типа UCP205. Площадка под подшипник частично съемная, для быстрой и удобной замены ремня варатора.
Сообщение понравилось: Юрий., vital

Оффлайн Анатольич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1952
  • Откуда: г. Киров
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #11 : Августа 27, 2019, 18:14:44 pm »
Asterix, Павел приветствую. Хороший вездеход получился, ничего лишнего. 
Вопрос: переключение передач в классической КПП без сцепления, но со снегоходным вариатором, происходит без треска в КПП?

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #12 : Августа 28, 2019, 00:11:49 am »
Asterix, Павел приветствую. Хороший вездеход получился, ничего лишнего. 
Вопрос: переключение передач в классической КПП без сцепления, но со снегоходным вариатором, происходит без треска в КПП?
На данном экземпляре вездехода передачи включаются хорошо. Не совсем без треска, т.к. в КПП убраны синхронизаторы 1, 2 и 3 передач, но тем не менее включение и выключение передач достаточно четкое и легкое. По опыту знаю, что так бывает далеко не всегда. Бывает КПП подуставшая, бывает вариатор сильно ведет (по разным причинам). Тогда треска больше. Опять же, тут есть хитрость. Синхронизатор 4-й передачи я оставляю и пользуюсь им как тормозком. Надавил рычаг в сторону 4-й передачи - первичный вал КПП встал. Теперь задача быстро включить нужную передачу и треска не будет или он будет минимальным.
Тем не менее на основном вездеходе Чибис-3 попробую организовать что-либо, снижающее самоход. Хотя бы в качестве эксперимента.
Сообщение понравилось: РедБулл

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2509
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #13 : Августа 28, 2019, 10:00:12 am »
Тем не менее на основном вездеходе Чибис-3 попробую организовать что-либо, снижающее самоход. Хотя бы в качестве эксперимента.
Интересно будет посмотреть на выключение передач особенно. -hi-

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #14 : Сентября 04, 2019, 22:31:26 pm »
На "шариках" по болотам накатали километров 200. В принципе результатом доволен: вездеход на них едет не так плохо, как этого следовало ожидать от абсолютно лысой резины. Для определенных задач и условий эксплуатации, "шарики" на Чибисе-3 - вполне себе рабочий вариант. Тем более никто не мешает продеть через диски несколько веревок и получить некое подобие протектора для преодоления особо засадных мест.

Следующий этам испытаний Чибиса-3 - это установка на него бескамерных шин с протектором. В данном случае это ВИ-3 с протектором "галочкой":





А вот несколько видео. Извиняюсь за качество, линзу на телефоне забыл протереть. А может телефон пора менять  ::thinking:::






Сообщение понравилось: Viktor 159

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #15 : Сентября 12, 2019, 12:57:55 pm »
У меня хороший товарищ созревает на покупку переломки. Он хоть и тугодум, но с руками в которых п/автомат держится. Посему интересен вопрос цены готового Сталкёра и Чибиса-3, а также их п/фабрикатов. Ну т.е. шасси на ходу без отделки, если такие варианты возможны? Где прочитать?

Чибис-3 в виде шасси пробрести можно будет. Но позже. Сейчас мы только начали варить рамы на первую партию.
Цена шасси Чибиса-3 (да и любого другого моего вездехода) зависит от комплектации. И в первую очередь от колес. Шасси на потрохах ВИ-3 - это одно, шасси на Арктиктранс 1300х700 - совершенно другое. Причем не только по колесам, но и весьма желательно по начинке. С шариками прекрасно справится одноцилиндровый двигатель, с Арктиктрансами же лучше ставить двухцилиндровик. Либо придется жертвовать средней скоростью передвижения. В общем скажите, что вы хотите получить от вездехода - я предложу варианты с ценой.  Пока же цена Чибиса-3 может быть от 200 тысяч до 1 миллиона рублей. Да, именно так, разница в пять раз. Причем в пять раз лучше вездеход не станет - это тоже надо понимать. В среднем же, шасси Чибиса-3 в нормальной комплектации (крылья, фары, стартер и т.п.), только без колес стоит 250-270 т.р., рабочее шасси без колес в минимальной комплектации (без крыльев, проводки, сидушки над движком и других мелочей) - 200-220 т.р. Дальше можно снять обшивку или еще чего-нибудь, но это уже нерабочие вездеходы под самостоятельную доделку. Или, иначе говоря, кит-комплекты, которые нужно заказывать заранее. Например ту же обшивку, казалось бы, можно не ставить да и все. Заказчик сам обошьет чем захочет. Да, все верно, можно не ставить. Но наша специфика такова, что мы сначала обшиваем вездеход, потом разбираем, красим детали отдельно и собираем все вновь. Соответственно если шасси вездехода собрано на продажу без конкретного заказа, то у него уже в любом случае есть обшивка. И снимать ее никакого резона нет - проще новое шасси сделать, под заказ.

Оффлайн димдимыч62

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 341
  • Откуда: рязань
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #16 : Сентября 12, 2019, 21:29:33 pm »
Asterix, А какое передаточное получается цепями, на ви 3.

Оффлайн Asterix

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1442
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #17 : Сентября 12, 2019, 23:58:46 pm »
Asterix, А какое передаточное получается цепями, на ви 3.
Сейчас ПЧ редуктора 5,82. Для потрохов ВИ-3 было нормально, т.к. они легко срываются в пробуксовку. Но вот для шин ВИ-3 с протектором, мне показалось, что ПЧ уже маловато, т.к. при поездках втроем/вчетвером в тяжелых условиях приходится первую передачу включать. А по моему уразумению, вездеход должен везде и всегда тащить на второй передаче, а первая должна служить для уменьшения скорости, а не увеличения тяги (хотя одно другому не мешает). Думаю, что для ВИ-3 с протектором ПЧ надо увеличить до 6,5-7. По проекту же ПЧ можно увеличивать до 9,5.

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2509
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #18 : Сентября 13, 2019, 09:12:02 am »
А по моему уразумению, вездеход должен везде и всегда тащить на второй передаче, а первая должна служить для уменьшения скорости, а не увеличения тяги (хотя одно другому не мешает).
1*11
Первую передачу включать надо и для того, чтобы шестерни тоже поднашивались, как и механизм включения более-менее равномерно по кпп.

Оффлайн димдимыч62

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 341
  • Откуда: рязань
Прототип вездехода Чибис-3
« Ответ #19 : Сентября 15, 2019, 18:54:16 pm »
Asterix,  Почему я спросил. При передне приводной коробки ,в 3.9 понижение только увеличивается. И  катаются люди в не особо сложных условиях . А у тебя еще и  вариатор.

 

Вездеход "Тарас" на базе мотоблока МБ-3 (прототип)

Автор Asterix

Ответов: 114
Просмотров: 49620
Последний ответ Апреля 25, 2018, 23:43:52 pm
от shustri
Вездеход "Чибис" 4*4 (ШСР)

Автор Asterix

Ответов: 135
Просмотров: 62839
Последний ответ Декабря 24, 2019, 01:43:18 am
от Саныч
Вездеход Чибис-2

Автор Asterix

Ответов: 17
Просмотров: 6480
Последний ответ Октября 22, 2021, 21:08:30 pm
от Вячеслав.
Рабочая версия вездехода Чибис-3

Автор Asterix

Ответов: 19
Просмотров: 6616
Последний ответ Сентября 20, 2021, 04:59:32 am
от Asterix