Автор Тема: О крутящем моменте вездехода, теория и практика  (Прочитано 32484 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Samstan

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4175
  • Имя: Василий
  • Откуда: Вологда
  • Техника: машинка
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #120 : Августа 27, 2021, 01:37:39 am »
Вась , мои посчитаешь ?
А чего заряжено?

Оффлайн МВП

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 14019
  • Имя: Василий
  • Откуда: Сызрань
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #121 : Августа 27, 2021, 01:44:21 am »
Вот думаю типа офф топа загнать иль нет . Тема то уже к флудерке ближе

Вездеходы на шинах низкого давления »Конструкция »Двигатель (Модератор: ) »Тема: О крутящем моменте вездехода, теория и практика

Дано , вал балисты . Супостат , Марцелл .  Куча камней 100 Н .   .... ВАМ ГОД НАЗВАТЬ ?

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #122 : Августа 27, 2021, 08:46:02 am »
Даже если одно колесо куда то упрётся -нифига полуосям не будет! Дифы свободны!
Дифы колёсные блокированные- зло на классической(полной) переломке?

лесник 83, по твоим расчётам ни одна машина не поедет. Для трактора расчёт может быть и верен
Приведи свои доводы цифрами, почему едет  схема что выше показана?
Именно цифрами, а не фразами типа:"я знаю что надо что-то делать.."

Оффлайн Лесник-61

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4906
  • Не гадь, где живёшь.
  • Имя: Александр
  • Откуда: Виледь, Архангельской обл
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #123 : Августа 27, 2021, 09:07:51 am »
Дифы колёсные блокированные- зло на классической(полной) переломке?
Разговор про блокировки дифа или за заварку дифа? Если заварка, то это зло.
       Если нет блокировок, то при вывешивании одного колеса нужно разматывать лебедку. Если есть блокировка, то при вывешивании двух колес машина едет, но может сказать "ХРУМ" .  Чтобы не было "ХРУМ" (и не включать голову) нужно тракторное железо, которое будет плохо ехать, тонуть. Тупик. Так что выбрать?
 Включать голову  и блокировки и вовремя разматывать лебедку. Нет однозначного ответа, я думаю.
 
Сообщение понравилось: Юрич

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #124 : Августа 27, 2021, 09:40:13 am »
Разговор про блокировки дифа или за заварку дифа? Если заварка, то это зло.
Правильно. Уточню: есть в примере 100% блокировка межосевого Диф (заварка ли, вал Юрича ли, неважно по сути)- кпп 08 в качестве раздатки и отсутствие 100% блокировки колёсных Диф есть не зло! Остаётся не проглядеть "природную- дорожную"(не знаю как правильно сказать)блокировку колёс хотя бы одного моста?
Ещё как миниум один фактор должен сработать, какой?

Оффлайн Юрич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4243
  • ВТС Рэмо-сервис 1965
  • Имя: Геннадий
  • Откуда: Тольятти
  • Техника: ВАЗ-11174 Лада-Калина Универсал
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #125 : Августа 27, 2021, 10:49:20 am »
Предельной величины КМ на полуось Нивы не нашлось и если пойти "огородами":
 КМ двигла Нивы-Ш 125нм
1-я передача 3,67
пониженная-2,1
мост-3,9,
то на полуоси придёт: 125х3,67х2,1х3,9=3757нм штатного КМ.
На Нивах хитро придумано! первый раз кр. момент половинится в межосевом дифференциале раздаточной коробки, поэтому постоянный полный привод.
А второй раз момент половинится в межколесном дифференциале в мосту. Поэтому свои 3757 Нм смело дели на 2*2=4, т.е. штатно на полуось Нивы приходит 940 Нм
Но рассчитывать нужно на "бросок сцепления", т.е. энергия, запасенная в раскрученном маховике и двигателе, передается иногда в дополнение к крутящему моменту самого двигателя. Сцепление Нивы буксует при 184 Нм (21213) Поэтому по коэффициенту запаса крутящего момента муфты сцепления Ксц = 184 / 125 = 1,47 этот момент уже станет 940 * 1,47 = 1383 Нм.

По результатам испытаний полуосей известно, что ВАЗовские шлицы 22 из Сталь 19ХГН держат уверенно 1500 Нм

Но полуось может перегрузиться и от колеса, поскольку в трансмиссии присутствуют инерционные моменты, циркуляция мощности при отсутствии или блокировке дифференциалов и т.д., а полуось (привод), если нет колесного редуктора, непосредственно связаны с колесом. Предельный крутящий момент на колесе зависит от вертикальной нагрузки на колесо, его радиуса и коэффициента сцепления шины с опорной поверхностью. Для пневмохода этот коэффициент небольшой, если речь идет о слабых грунтах, можно смело использовать Кс = 0,4...0,5 для грунтовых укатанных дорог; снег, лёд, мокрый грунт, болото - еще меньше.
Но для пересеченной местности необходимо учитывать перегруз колеса из-за диагонального вывешивания колес, уклонов и подъемов, динамических нагрузок. Для вездеходов коэффициент запаса по динамичности Кд принимается от 2,5 до 4! (По учебнику для легковых и грузовых АПП)

Вот тут то и зарыта поганая собака пневмоходостроения!
Большое колесо со злым протектором и хорошо придавленное к грунту едет круто и тянет много. Но, когда наступают условия для динамической перегрузки, беспощадно кончает полуось в первую очередь! По спорту это мне хорошо знакомо. И по ободрышам 1200 с усиленными приводами размерности Нива (типа до 2400 Нм), которые лето проездили успешно, а осенью кончились при вытягивании катера на берег, на песке и на подъеме, две палки разом!

Все цифры (еще раз) привел, подставляйте свои значения размеров колес, нагрузок (только по честному) и принимайте решение!

Альтернатива перегруженным полуосям и приводам колес - КОЛЕСНЫЕ РЕДУКТОРЫ с правильным передаточным! Даже "шестеренки" 1700 с тонной нагрузки можно уверенно крутить полуосями ВАЗ, правда, не быстро. А нам и нужно, именно, не быстро!  1*11
« Последнее редактирование: Августа 27, 2021, 10:57:25 am от Юрич »

Онлайн Samstan

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4175
  • Имя: Василий
  • Откуда: Вологда
  • Техника: машинка
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #126 : Августа 27, 2021, 11:06:20 am »
Юрич, ну вот хорошо сказал, и опять испортил безальтернативными КР на вазовской размерности. Не будет вазовская размерность безальтернативно крутить колесики выше 1300, вот на ВТ2021 Ксюща, КР так тебе таких долго не сделать ещё, а шрус пополам хрясь как не бывало, потому как стограмовым молотком гвозди шестидесятку не вдавить, а забить можно то молоточек движется быстрее чем на вдавливании.

Оффлайн Юрич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4243
  • ВТС Рэмо-сервис 1965
  • Имя: Геннадий
  • Откуда: Тольятти
  • Техника: ВАЗ-11174 Лада-Калина Универсал
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #127 : Августа 27, 2021, 12:34:30 pm »
Юрич, ну вот хорошо сказал
-hi-
Жалко, что дальше тебе опять стало хуже и начался бред.... :(
Выздоравливай!

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #128 : Августа 27, 2021, 16:30:08 pm »
К сообщению Юрича позже будут вопросы.
Сам полуосей- приводов не ломал, хотелось бы и далее так. Пока видео малоинформативное по теме КМ-  с 1,5мин переломка общим весом под тонну ( в т.ч. трое человек) с движком 25нм Лифан 15 лс и максимальным ПЧ 566 (на 1-й передаче), вкл вариатор, ЦР, кпп  08 и мосты волги 5,125 едет по зимнему болоту, которое отошло.
Едем на 3- передаче, остановка в промоине на 1,5мин из-за недостатка тяги, а 2-й передачи(ходовой в болоте) не было тогда в кпп. (вылетала). Включаю 1-ю и спокойно выезжаю. При этом расчетный КМ мог быть 25нм х 566=14150нм на полуоси и 7075нм на одну, что к норме 2700, составляет 260%.
Межосевой Диф кпп о8 заварен, в мостах блокировок нет. Условное бездорожье, для примера.
Не сработали факторы:
 - не был КМ максимален,
 - нет блокировки в мостах
 - не было засаживания колёс до невозможности их провернуть (размерность 600х1400)
 - вариатор (если затрагивать, то коротко далеко уведёт от темы) был.
Что ещё из факторов, "необходимых" для поломки трансмиссии не упомянуто? -

 
Если думаете, что вариатор на вкл 1 передаче забуксует, то ошибаетесь, он чёрта свернёт.

Онлайн Samstan

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4175
  • Имя: Василий
  • Откуда: Вологда
  • Техника: машинка
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #129 : Августа 27, 2021, 17:23:52 pm »
Что ещё из факторов, "необходимых" для поломки трансмиссии не упомянуто? -
Сопротивление движению.

Оффлайн Юрич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4243
  • ВТС Рэмо-сервис 1965
  • Имя: Геннадий
  • Откуда: Тольятти
  • Техника: ВАЗ-11174 Лада-Калина Универсал
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #130 : Августа 27, 2021, 18:17:33 pm »
При этом расчетный КМ мог быть 25нм х 566=14150нм на полуоси и 7075нм на одну
А мог и, скорее всего, не был. 25Нм это полный газ и обороты максимального крутящего момента.  Внешне-скоростная характеристика двигателя. В жизни он редко такое выдает, частичные характеристики 99% движения. На ВСХ выходит автомобиль на максимальной скорости, газ в пол. У нас в Спортивной лаборатории стенд испытательный был для двигателей, так, когда ВСХ снимали, рев стоял до боли в ушах и звона стекол в окошках корпуса!

Еще сцепление по мокрому снегу никакое 0,12...0,18. Это вас и спасло в тот раз. Да и не застряли вы, а заглохли, стационарник весьма не эластичен.

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #131 : Августа 28, 2021, 09:46:23 am »
первый раз кр. момент половинится в межосевом дифференциале раздаточной коробки, поэтому постоянный полный привод.
А второй раз момент половинится в межколесном дифференциале в мосту. Поэтому свои 3757 Нм смело дели на 2*2=4, т.е. штатно на полуось Нивы приходит 940 Нм
Понятно объяснил по свободным межосевым Дифам. Но соль то в том что все превышения на трансмиссию по КМ произойдут при включении блокировки межосевого из-за дорожных условий, исчерпав ресурс проходимости свободного Дифа. И свои 3757 Нм делить придётся только на 2=1875 Нм ! И большинство вездеходов (в нашей местности) с жёсткой блокировкой.
Юрич,  а нет ли в загашнике знаний поправочного коэф-та на потери трансмиссии, наверное это кпд?

Предельный крутящий момент на колесе зависит от вертикальной нагрузки на колесо, его радиуса и коэффициента сцепления шины с опорной поверхностью. Для пневмохода этот коэффициент небольшой, если речь идет о слабых грунтах, можно смело использовать Кс = 0,4...0,5 для грунтовых укатанных дорог; снег, лёд, мокрый грунт, болото - еще меньше.
Какая максимальная величина этого Кс?
И надо ли понимать что при расчётной нагрузке на полуось 1500 Нм на слабом грунте (укатанный снег, лёд) величину момента правим подсчётом:
1500 х 0,4...0,5=600...750 Нм на полуось?
В болоте про низкий Кс сомневаюсь, наверное если болото это вода. ::undecided:::

Но для пересеченной местности необходимо учитывать перегруз колеса из-за диагонального вывешивания колес, уклонов и подъемов, динамических нагрузок. Для вездеходов коэффициент запаса по динамичности Кд принимается от 2,5 до 4! (По учебнику для легковых и грузовых АПП)
Этот пункт актуален для цельнорамных и переломок с одной степенью свободы, но всё же как применить  Кдк нашему простому расчёту по КМ , скажем на полуось с 1875 Нм?

Вот тут то и зарыта поганая собака пневмоходостроения!
Большое колесо со злым протектором и хорошо придавленное к грунту едет круто и тянет много. Но, когда наступают условия для динамической перегрузки, беспощадно кончает полуось в первую очередь! По спорту это мне хорошо знакомо. И по ободрышам 1200 с усиленными приводами размерности Нива (типа до 2400 Нм), которые лето проездили успешно, а осенью кончились при вытягивании катера на берег, на песке и на подъеме, две палки разом!
Хорошо сказано!)Действительно, надо просчитать превышения по КМ на все узлы трансмиссии, слабо может быть и не в полуосях.  А ещё Ку- коэффициента усталости металла поправочного нет?  :

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #132 : Августа 28, 2021, 09:50:56 am »
    Что ещё из факторов, "необходимых" для поломки трансмиссии не упомянуто?
Сопротивление движению.
- не было засаживания колёс до невозможности их провернуть
Это не одно и тоже?

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #133 : Августа 28, 2021, 10:05:10 am »
А мог и, скорее всего, не был. 25Нм это полный газ и обороты максимального крутящего момента.
В ТХ Лифанов пишут про мас. КМ при 2800 об/мин. Но наверное в нагрузке Лифану свой максимум 3600 и не выдать.
С заменой кпп на исправную (со 2-й передачей) превышений по КМ на полуоси 3110 не стало (с учётом) 1,5 раза заводского запас прочности
3,67:1,95=1,9 раза (по ПЧ передач)
7075:1,9=3723 Нм.
А второй передачи хватало везде.

Да и не застряли вы, а заглохли, стационарник весьма не эластичен.
С вариатором двигатель не дохнет.
p.s. Вопросы не последние.. -hi- :)

Оффлайн didulya

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 8531
  • Откуда: сокол
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #134 : Августа 28, 2021, 10:46:25 am »
p.s. Вопросы не последние.
Любознательность не порок.Век живи , век учись. 1*11

Онлайн Samstan

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4175
  • Имя: Василий
  • Откуда: Вологда
  • Техника: машинка
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #135 : Августа 28, 2021, 15:28:58 pm »
p.s. Вопросы не последние..
Так ты сам себе на все вопросы ответил, на эти и на последующие ::crazy:::
На авось тут всё делалось, делается, будет делаться. Никто ничего всё-равно не знает, а раз не знает и авось умножает на коэффициенты запаса. А как иначе если через пару метров все условия могут поменяться.
Угадал величину авося- техника немного надёжная, заложил большой авось-техника надёжная и неэффективная. Мало заложил понятно...
Эффективность не только поломался/не поломался, слишком надёжная это слишком материалоёмкая и тяжёлая, а стоимость часа/километра зависит от каждого килограмма веса всего, в тч и толщины валов которые двигателю ой как нелегко разгонять.

Оффлайн Юрич

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4243
  • ВТС Рэмо-сервис 1965
  • Имя: Геннадий
  • Откуда: Тольятти
  • Техника: ВАЗ-11174 Лада-Калина Универсал
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #136 : Августа 29, 2021, 23:06:43 pm »
И надо ли понимать что при расчётной нагрузке на полуось 1500 Нм на слабом грунте (укатанный снег, лёд) величину момента правим подсчётом:
1500 х 0,4...0,5=600...750 Нм на полуось?
Нет, не правильно!
Коэффициент сцепления это отношение горизонтальной силы (тяги, боковой или торможения) возникающей в пятне контакта колеса с опорной поверхностью к величине вертикальной нагрузки на колесо.
Эту горизонтальную силу надо умножить на радиус колеса (с учетом деформации) и получишь максималтьный по сцеплению крутящий момент. При бОльшем моменте просто колесо срывается в букс.

Например: для колеса Трэкол 1300х600-533, разрешенная нагрузка на твердом грунте - 500 кГ (5000 Н), радиус качения 0,6 м, коэффициент сцепления 0,6 (сухой грунт, лесная дорога...) Предельный по сцеплению крутящий момент на колесе:
Мк пр = Тпр * к сц * Rк * Кд  =  5000 Н * 0,6 * 0,6 м * 2,5 = 4500 Нм. Если полуось ВАЗ выдерживает 1500Нм, нужен колесный редуктор с передаточным не менее 3!
Или мост Волга, Соболь...


Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #137 : Августа 30, 2021, 16:06:26 pm »
Любознательность не порок.Век живи , век учись.
Вижу я у деда в руке "мышку", так учиться ты идёшь?..

Samstan,
Пример из практики чтоль тогда б привёл, если таковая имеется:
  - выдерживает трансмиссия запредельные нагрузки относительно расчётных
  - не выдерживает  лёгкие нагрузки относительно расчётных
 с цифрами. Что б не нести пустое.

Оффлайн лесник 83

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2531
  • Имя: Александр
  • Откуда: Архангельская область

Онлайн Samstan

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 4175
  • Имя: Василий
  • Откуда: Вологда
  • Техника: машинка
О крутящем моменте вездехода, теория и практика
« Ответ #139 : Августа 30, 2021, 16:20:37 pm »
Пример из практики чтоль тогда б привёл, если таковая имеется:
  - выдерживает трансмиссия запредельные нагрузки относительно расчётных
  - не выдерживает  лёгкие нагрузки относительно расчётных
 с цифрами. Что б не нести пустое.
Насчёт лёгких относительно расчётных странно сказал конечно, расчёт обычно с запасом. То-же и для запредельных, какой запас положишь так и будет, например рассчитал и умножил на 5, как в грузоподъёмных механизмах.

 

Дизельный двигатель для вездехода

Автор ivan32

Ответов: 5
Просмотров: 2509
Последний ответ Января 12, 2022, 17:34:10 pm
от Samstan
Минидвигатель для вездехода

Автор Kirilius83

Ответов: 4
Просмотров: 9029
Последний ответ Декабря 04, 2009, 16:00:48 pm
от azat
Дизель для вездехода

Автор Susanin168

Ответов: 11
Просмотров: 3839
Последний ответ Ноября 14, 2020, 08:42:36 am
от Renegat