Пневмоходы > Вездеходы с шарнирно-сочлененной рамой

Вездеход-переломка Сталкер.

(1/10) > >>

Asterix:
Вездеход с шарнирно-сочленной рамой "Сталкер".









Краткая техническая характеристика:
Габариты с кабиной (ДхШхВ) 3700х2200х2550
Габариты без кабины (ДхШхВ) 3700х2200х2050
Вес 1100 кг
Минимальная скорость 1 км/ч
Максимальная скорость 40 км/ч.

Сталкер задумывался как замена Бобику, который на тот момент устарел и морально, и физически. Появилась куча более достойных вездеходов за меньшие деньги. Надо было и мне сделать что-то новенькое.
В итоге появился новый вездеход, по всем параметрам на голову выше Бобика. Кроме цены.
Вездеход делал модульным, надеясь угодить максимально большому количеству потенциальных покупателей.

Итак.

1) Вездеход переднемоторной компоновки. Моторный отсек сделан таких размеров, чтобы туда можно было устанавливать одно- и двухцилиндровые двигатели, а так же небольшие автомобильные двигатели типа Ваз-1113 или Матиз.
По углам моторного отсека располагаются 4 резиновых опоры от двигателя ВАЗ-2101. Таким образом, в значительной мере убиралась одна из проблем Бобика, а именно неприятная вибрация от двигателя (особенно от одноцилиндрового). По факту вибрация по прежнему ощущается, но она в разы меньше, чем при жесткой установке двигателя и уже не вызывает никаких неприятных ощущений. А двухцилиндровик вообще, считай, перестает вибрировать (точнее передавать вибрацию на раму).
Двигатель устанавливается на собственный подрамник. Который состоит из двух частей: основной (нижний) подрамник и вспомогательный (верхний) подрамник, на котором непосредственно установлен двигатель. На верхнем подрамнике двигатель может смещаться на 50 мм вперед-назад, а сам верхний подрамник может смещаться на те же 50 мм вправо-влево, относительно нижнего. Кроме того, верхний подрамник можно передвигать относительно нижнего в три различных положения. Получается достаточный набор регулировок положения двигателя почти на все случаи жизни.



2) Под водительским сиденьем устанавливается КПП Ваз-2109. В КПП заварен дифференциал. Сама КПП может использоваться как со сцеплением, так и без него. При установки сцепления, картер корзины сцепления герметизируется по новой, отличной от Чибисов, технологии. Нижняя часть картера, при помощи специальных полуколец, винтов и герметика, выводится в одну плоскость с торцом КПП. И потом все это дело закрывается пластиной, на которой заодно крепится подшипниковый корпус с валом. С одной стороны вала маховик, со второй - фланец под кардан Ваз. Внутри подшипникового корпуса сальники и подшипники фирмы SKF.
Привод сцепления в основном ставил гидравлический, взятый целиком с ВАЗ-2101. Один раз, по просьбе заказчика, делал механический привод сцепления, на тягах. Это, безусловно, очень надежный вариант, но очень трудоемкий - все сплошной самопал.
При использовании КПП без сцепления, картер не герметизируется. На первичный вал КПП прикручивается фланец под кардан Ваз. Прикручивается на быстрозажимную втулку KLGG 22/47, которая с успехом применяется и на Чибисах.



3) От КПП в сторону подрамника идет кардан Ваз, от которого КПП и приводится. Между двигателем и карданом предусмотрено приличное количество вариантов передачи крутящего момента:
 - вариатор с прямой передачей на КПП.
 - вариатор с передачей на КПП через понижающий редуктор (цепной, зубчатый или шестеренчатый).
 - ременная или зубчатая передача на редуктор (который в свою очередь может быть цепным, зубчатым или шестеренчатым).
 - ременная или зубчатая передача на промежуточный вал, а с него на КПП.
 - прямая передача с двигателя на КПП.
Разумеется, все варианты я не пробовал, т.к., свернул производство Сталкеров, едва его начав.  Но сейчас речь не об этом. При создании вездехода стояла задача сделать вездеход-конструктор и я, в меру своих сил, старался выполнить ее еще на стадии проектирования вездехода.
Основным, в первой партии Сталкеров, стал вариант с промежуточным цепным редуктором в масляной ванне. Нижняя часть редуктора сделана из стали. К этой части приварены две подшипниковые буксы, в которых вращается ведомый вал редуктора. Вал сделан из первичного вала коробки реверса Буран (вал просто обрезан до нужной длины и с обрезанной стороны приварен фланец под кардан Ваз). На вал одета ведомая звезда коробки Буран. Стандартная, без переделок. Шлицы звезды и первичного вала совпадают. Звезда зажата втулками на валу, чтобы не разболталась со временем.
За основу верхней части редуктора взята коробка реверса Буран. Из коробки полностью удален вал заднего хода. Тем самым обхват цепью ведущей звезды увеличился более чем в два раза. Кто видел потроха коробки реверса Буран - те поймут. Сам первичный вал коробки реверса Буран, вместе с ведущей звездой, остался без изменений. Только распорной втулкой ведущая шестерня зафиксирована от перемещения.
Но этого мне показалось мало, и я еще внедрил в конструкцию редуктора успокоитель цепи ГРМ от Газели.
Натяжение цепи происходит стандартными средствами коробки реверса Буран. А именно звездой, сидящей на эксцентриковом валу. Плюс с каждым вездеходом идут регулировочные прокладки, подсовываемые под корпус редуктора и приподнимающие его на нужную высоту.
Таким образом, из коробки реверса Буран был изготовлен промежуточный редуктор с ПЧ 2,26. При этом вылечены болезни этого самого редуктора, и он стал, ИМХО, достаточно надежным. Родные подшипники, цепь и сальники, разумеется, удалены и на их место установлены подшипники, цепь и сальники фирмы SKF.
Между редуктором и двигателем, в основном, использовался вариатор. Как в нормальном состоянии (при отпускании газа вездеход встает), так и в зажатом состоянии (при отпускании газа вездеход едет). Благо наличие сцепления в КПП позволяет реализовывать оба варианта. Без сцепления подойдет только первый вариант.
При желании вариатор можно убрать и на его место установить шкивы и ремни, или звезды и цепь от спортбайка. При наличии запчастей, замена вариатора на ремни или цепи и обратно занимает не более 1 часа. Натяжение происходит за счет перемещения двигателя в пазах подрамника.
Как видно из вышесказанного, одни только сочетания двигатель 1/2 цилиндра/автодвигатель, вариатор/ремни/цепи, есть редуктор/нет редуктора, есть сцепление/нет сцепления, даст десятки вариантов вездехода без каких-либо перевариваний рамы. А еще есть тюнинговые главные пары в КПП, разные мосты и т.п.





4) С КПП крутящий момент передается на мосты. Тут ничего особо интересного нет. Внутренние ШРУСы КПП Ваз-2109 обрезаны и на их место приварены вилки под крестовины Волга/Газель/Уаз. Расстояние от КПП до переднего моста всего 20 см, поэтому для него собирался короткий спецкардан из трех фланцев кардана УАЗ, фланца кардана МТЗ, шлицевой вилки кардана Газель и шлицевого вала промежуточной опоры МТЗ.
От КПП до поворотного кулака расстояние около 35 см. Поэтому уже не нужно сильно извращаться. Достаточно взять кардан УАЗ и обрезать его до нужной длины. От поворотного кулака до заднего моста идет примерно такой же кардан, обрезанный до нужной длины.



5) Мосты по большей части ставил от Волги Газ-3102. Где картер моста уже нового образца (неразъемный, со съемной крышкой), а полуоси старого образца (с разболтовкой УАЗ). На один из последних вездеходов установил мосты Соболь и тут же понял, что изначально сглупил, взяв мосты Волга. Ибо Соболиные мосты подходят Сталкеру значительно лучше: разгруженные полуоси (для веса Сталкера это уже актуально), крепкий картер моста без всяких крышек, четырехсателлитный дифференциал, большой выбор блокировок и т.п. В общем, что хорошо было Бобику, не обязательно хорошо стало Сталкеру.

6) Еще на стадии проектирования было понятно, что вездеход легким не будет. Поэтому колесные арки могут вмещать в себя колеса до 1400 мм в диаметре. По расчетам, на колесах Бел-192 (1400х750-610), Сталкер, несмотря на свой вес, должен выходить с воды на лед. Но попробовать это на практике так и не удалось. Основными шинами для вездехода стали Арктиктранс 1300*700, Арктиктранс 1450*500 и Пайн 1400*500. На них он достаточно уверенно плавает и прилично ходит по относительно топким местам.

7) Поворотный кулак сделал наполовину самодельный. Из не самодельного: только цапфа и ступица от Газ-66, да и та обрезанная. Основная причина, почему я не взял целиком поворотный кулак от Газ-66 - это его неудобное расположение отлитого на кулаке рычага. Без переделок оно мне никак не годилось. А переваривать рычаг на чугунном корпусе - то еще удовольствие. Поэтому было принято решение делать кулак самодельным, взяв за основу подшипники ШС-25 в качестве вертикального шарнира и ступицу с цапфой Газ-66 в качестве горизонтального шарнира. Остальное вырезано на лазере и сварено полуавтоматом.





8) Рулевое на Бобике было проблемным. Постоянно ломалась рулевая рейка Москвич 2141. Не у всех, конечно, т.к. все зависит от стиля вождения. Но, тем не менее, проблема была и на новом вездеходе ее надо было решить. Для этого на Сталкер был внедрен рулевой механизм Газель с рулевой колонкой, рулевым карданом и рулевой тягой от него же. Представьте мое удивление, когда в первый же выезд алюминиевый корпус рулевого редуктора лопается пополам  ::shocked:::. Еще через неделю лопается второй. В общем, корпус редуктора Газель, несмотря на то, что Газель как бы грузовик, не держит нагрузок. И рулевой демпфер не спасает ситуацию. Хорошо,  что я предусмотрел такой вариант развития событий. При предварительном отборе рулевых механизмов, мной было замечено, что для Газели выпускается редуктор и в чугунном корпусе. Который, судя по каталожным номерам, так же идет и на некоторые старшие модели Газ (вроде на 3308, но могу ошибаться). В общем, купил такой чугунный редуктор (стоит в два раза дороже алюминия), установил и проблема исчезла. По крайней мере, мне неизвестно о поломках чугунного редуктора на Сталкере.





9) Тормоза трансмиссионные. Точно такие же, как и на Чибисе-2. План-шайба заднего суппорта Пассат приварена к корпусу переднего моста. Между фланцем моста и карданом зажат тормозной диск (он стальной, вырезан на лазере). Гидравлика суппорта приводится в действие от педали тормоза посредством ГЦС от Газели. Ручной механический тормоз приводится в действие посредством рычага "ручника" Ваз-2108.



10) Рама сварена из профильной трубы 40*40*2 и 40*40*3 мм. В переднюю и заднюю полурамы вварены "американки", предназначенные для крепления различных съемных устройств и приспособлений. Каркасы крыльев, кабины и кузова из профильной трубы 20*20*2 мм. Каркасы обшиты рифленым алюминием 1,5 мм толщиной. На заказ он красится эпоксидным грунтом + акриловая автоэмаль. На полу влагостойкая ламинированная фанера.
В задней полураме могут располагаться топливных бака по 40 литров каждый. Чаще всего заказывали 1 бак. Для однодневных поездок этого вполне достаточно. Кому мало - ставят второй бак. Бак по размерам полностью соответствует топливному баку Уаз-469. Только горловина перенесена в одному из торцов бака. Мне делают такие баки на заводе «Бакор». Вооружившись большим паяльником, такой бак можно сделать и самому из стандартного луженого бака Уаз-469.




Еще несколько фоток:










Скат:
 Павел, нет ли у тебя фото гидравлического привода сцепления на кпп ВАЗ-2109?
 Ещё вопрос - от чего педальный узел и рулевой вал?

гуменник:

--- Цитата: Asterix от Июля 05, 2019, 03:31:58 am --- - прямая передача с двигателя на КПП.
--- Конец цитаты ---
Вот про этот вариант.Я правильно понимаю-флянец на вал двигателя и на первичный вал кпп.Для переключения передач придётся глушить двигатель-правильно?
И можно сделать прямую передачу на кпп ОКА и оставить автомобильное сцепление?

Asterix:

--- Цитата: гуменник от Июля 05, 2019, 10:43:21 am ---Вот про этот вариант.Я правильно понимаю-флянец на вал двигателя и на первичный вал кпп.Для переключения передач придётся глушить двигатель-правильно?
И можно сделать прямую передачу на кпп ОКА и оставить автомобильное сцепление?

--- Конец цитаты ---
Если с коленвала двигателя передавать крутящий момент прямо на первичный вал КПП, минуя сцепление, то, наверное, ничего толкового не выйдет. Двигатель придется глушить. Я о таких схемах и не помышлял. Прямой привод с движка, разумеется, должен идти на тот или иной вариант сцепления. С коробкой КПП и его родным сцеплением такое организовать можно. Почему бы и нет? Принцип тот же самый: плита, подшипниковый корпус, вал под маховик.

Пянда:

--- Цитата: Asterix от Июля 05, 2019, 12:43:17 pm ---С коробкой КПП и его родным сцеплением такое организовать можно. Почему бы и нет? Принцип тот же самый: плита, подшипниковый корпус, вал под маховик.
--- Конец цитаты ---

Я так сделал и не жалею.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии