Пневмоходы > Вездеходы с шарнирно-сочлененной рамой

Легкий вездеход-переломка "Ежик"

(1/23) > >>

Asterix:
В связи с некоторым интересом к Ежику, решил открыть по нему тему, хотя на данный момент проект завершен и вездеход больше не выпускается.

Году этак в 2012, мной был задуман вездеход с расположением мотора на задней полураме. Цель - получить нормальную развесовку при хроническом недогрузе задней полурамы. Которая случается у тех покупателей, которые предпочитают ездить в одиночку и не берут с собой много шмурдяка. Так был изготовлен вездеход-прототип под названием "Тарас".
После многочисленных испытаний и переделок Тараса, появилась коммерческая (на продажу) версия вездехода, которая получила название "Чибис". В целом вездеход получился удачным. Но, как это часто бывает, обеспеченным покупателям хотелось напихать в этот вездеход всего побольше и помощнее, а менее обеспеченные покупатели хотели бы видеть версию попроще и подешевле. Чтобы только "ехала и не ломалась". На основании пожеланий, линейка вездеходов "Чибис" была расширена на еще две модели. Вездеход с двухцилиндровым мотором получил название "Чибис-2", а облегченная версия "Чибиса" стала именоваться "Ежик"ом. О нем и пойдет речь в данной теме.

Т.к. Ежик делался на платформе Чибиса-1, для которого уже были изготовлены сварочные кондуктора, то я не стал изобретать велосипед: просто взял раму от Чибиса-1 и доработал ее под изменения в конструкции. Изменений не так много. Вместо кулака Уаз на Ежике используется самодельный кулак на основе двух крестовин кардана Ваз/Нива и ступицы заднего колеса Ваз-2108. И вместо ременного редуктора и КПП Ока используется редуктор от мотоблока Салют. Вот почти и все отличия.

Схема трансмиссии получилась очень простой. Двигатель с ведущим шкивом вариатора Сафари. Ведомый шкив варитора от Тайги. С него прямая карданная передача на первичный вал редуктора Салют. С выходных валов редуктора на мосты Ваз. Колеса до 1200 мм в диаметре. В такой схеме на первой передаче скорость от 1 до 6 км/ч, на второй передаче от 2,5 до 15 км/ч. По факту почти везде используется вторая передача, а первая служит в качестве замедленной для сложных условий.
Т.к. трансмиссия получилась бесцепной, то влиять на общее ПЧ можно только настройками вариатора и изменением ПЧ редукторов мостов. По моим расчетам выходило, что для данного вездехода нет особого смысла в использовании двигателя-станционарника в 11 и более л.с. Двигатель в 9 л.с. получался в самый раз: легче на 10 кг, но при этом на нем стоит бак в 7 литров и коленвал диаметром 25 мм, как на более мощных движках. Вот его и стал применять.

В целом вездеход получился тоже довольно удачным. И, главное, легким и простым. Вес на потрохах Ви-3 от 450 кг. Габариты 3100 мм в длину, 1900 мм в ширину и где-то 1650 мм в высоту (по спинку сиденья). С такими размерами и очень тихой первой передачей, вездеход очень неплохо себя чувствует в лесу или не сильно плотных кустах. Ползает между древесной растительностью весьма не дурно. И пыхтит.  ::cheesy::: Отчего и получил название "Ежик".



































Разгон вездехода на второй передаче с двигателем 9 л.с.

Николай Васильевич:
Павел! Не перестаю удивляться твоей тщательностью, открытостью, добродушием..!
Ну короче, респект тебе и уважуха!

гуменник:
Asterix, Павел,почитал,понял что не весь форум знаю.Очень интересно про узел перелома,почему на слоёный пирог похож?
Ещё вопрос.Двигатель Лифан я осилю.И есть у меня кпп ОКА  уже заваренная.А вариатора я почему-то боюсь.Вот как лучше собрать схему-Лифан,кпп ОКА,мосты ВАЗ,и узел перелома как на Ёжике?

Asterix:

--- Цитата: гуменник от Июля 04, 2019, 20:16:52 pm ---Asterix, Павел,почитал,понял что не весь форум знаю.Очень интересно про узел перелома,почему на слоёный пирог похож?
Ещё вопрос.Двигатель Лифан я осилю.И есть у меня кпп ОКА  уже заваренная.А вариатора я почему-то боюсь.Вот как лучше собрать схему-Лифан,кпп ОКА,мосты ВАЗ,и узел перелома как на Ёжике?

--- Конец цитаты ---
На пирог похож потому что это и есть пирог. Раньше мне была доступна резка стали только до 10 мм толщиной. Эксперименты показали, что даже 20 мм, без ребер жесткости, будет маловато. Тем более для консольной нагрузки. Поэтому, исходя из своих возможностей, сделал плиту поворотного кулака слоеной. Сразу хочу сказать, что данный способ затратный по деньгам и трудоемкости. Да и крестовины с фланцами стоят недешево. В итоге цена кулака получилась всего на пару тысяч меньше цены кулака Уаз (я все новое покупаю). Вес получился на 10 кг меньше, что немало. Однако все равно много, дорого и трудно. Поэтому для следующей партии Ежиков, был разработан сварной коробчатый кулак весом всего в 7-8 кг и стоимостью в 4 раза меньшей, нежели предыдущая "слоеная" версия. К сожалению, эта партия Ежиков так и не вышла в свет и заготовки для нового кулака были сданы в чермет, т.к. мне его некуда больше применить, кроме как на легкий вездеход.

Вариатора не нужно боятся. В целом штука нормальная. Хромает только конкретная реализация в железе от наших уважаемых и не очень производителей запчастей. Без переборки нового вариатора его лучше вообще не ставить. И перебрав его нет гарантии, что он будет работать как надо. Например пружины - важнейший элемент вариатора, легко могут быть разной жесткости даже внутри одной партии вариаторов. Не говоря уже о разных партиях и разных производителях. Лично я не знаю такого вариатора Сафари или Арктика, который купил и он сразу будет нормально работать. Вот от Арго вариатор купил, поставил и забыл. Но цена в 25-30 т.р. заставляет вновь и вновь покупать отечественные вариаторы. И пока других вариантов среди за приемлемую цену особо-то и не наблюдается.

Советовать что-то для вашего вездехода мне пока затруднительно - мало вводных. Сам по себе узел перелома на Ежике относительно крепкий. Мы его рвали МТЗ-80, предварительно привязав кулак к Газ-66, но порвали лишь трос диаметром 12 мм. Кулак остался целый. Но вот насчет консольной прочности оси ступицы Ваз-2108 есть некоторые сомнения. Если нагрузить неправильно вездеход, употребить для сугрева и помчать по кочкам сломя голову, то, возможно, ось не выдержит. Я-то ступицу 2108 ставил не потому что другого не было, а потому что вездеход легкий и тихоходный. Сильно не разгонишься даже при желании. С КПП Ока и двигателем в 15-18 л.с. вездеход по хорошей дороге и 40 км/с побежит. Потенциальная энергия такого снаряда вырастет в разы. Я один раз уже раскатывал вездеход пополам на скорости, когда обкатывал экспериментальный кулак на Чибиса-1. Там как раз вал на 30 мм был, как и на полуось ступицы Ваз. И пусть качество самопального вала на 30 мм, точеного с нарушением всех мыслемых технологий, несравненно хуже заводского качества Ваз образца СССР, тем не менее кулак сразу забраковал. Сам убъешся еще полбеды. Других покалечить из-за технического просчета очень не хотелось бы. В общем не рекомендую применять кулак Ежика на мало-мальски скоростных и тяжелых вездеходах. Если сильно надо сделать кардан под кулаком, то в качестве кулака вполне можно использовать часть балки переднего моста Газель вместе со ступицей. Или даже Газ-53, если планируется еще более серьезный аппарат, весом с тонну-полторы.
Либо, если понравился вариант на крестовинах, то крестовины с фланцами можно взять такие же или крепче (Нива, Уаз), а цапфу со ступицей использовать от Уаза. Или от иномарки заднюю ступицу, с осью толще 30 мм. Но я в них не силен и не могу что-то порекомендовать конкретное.

SLOW:

--- Цитата: гуменник от Июля 04, 2019, 20:16:52 pm ---Asterix, Павел,почитал,понял что не весь форум знаю.Очень интересно про узел перелома,почему на слоёный пирог похож?
Ещё вопрос.Двигатель Лифан я осилю.И есть у меня кпп ОКА  уже заваренная.А вариатора я почему-то боюсь.Вот как лучше собрать схему-Лифан,кпп ОКА,мосты ВАЗ,и узел перелома как на Ёжике?

--- Конец цитаты ---

Добавлю к сказанному Павлом -
С таким набором придется думать с переключением: придется кулису тросовую городить (если делать мотор в задней полураме)
ну и без сцепления и без вариатора будет трудновато с диапазоном, я так думаю.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии