Автор Тема: Осенний ток  (Прочитано 1697 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Пянда

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1025
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Архангельская область
Осенний ток
« : Октября 07, 2015, 22:34:43 pm »
"Осенний ток"

         Охотником я стал ещё в молодом, но уже достаточно зрелом возрасте.  Было мне на то время 28 лет. Но, как и всякий, впервые увлекшийся охотой человек, получив в руки ружьё, я с большим азартом и интересом любил пропадать в тайге. Немало было встреч с глухарем, охот на тетеревов-косачей. И вот об одной из таких первых моих охот, особенно запомнившейся, хотелось бы поведать читателю.
        Шёл первый месяц календарной осени – сентябрь. В этот год был особенно большой урожай очень полезной и такой вкусной северной брусники. Особенно сладка брусничка, побывавшая под первым морозом. К середине сентября утренние заморозки были уже не редкость, и гроздья свисающей вокруг старинных пней тёмно-бордовой ягоды манила птицу. И не только. Вот и я отправился на дальние вырубки, в поисках поздней брусники, прихватив с собой первое и единственное пока ружьецо – одностволку ИЖ-18. Ягоды было достаточно, поэтому я бродил по рубкам в поисках самой крупной и тёмной. В этот субботний день ночью был достаточно сильный заморозок, и ягода оттаивала медленно, теряя серебристый иней по мере встающего солнца. Постоянно вслушиваясь в волшебные звуки леса, уши мои вдруг уловили доносящееся издали какое-то бульканье в перемежку с шипением. Как будь-то в разогретое на сковородке до кипения масло кто-то периодически лил воду. Таких странных звуков я ещё не слыхал.  Любопытство и охотничий интерес направили мой путь в сторону бульканья и шипения. Поросшие кустарником вырубки и оставленные островки недорубов, богатые обилием ягоды, были прекрасным пристанищем для  лесных обитателей. Звуки становится слышно всё отчётливее, и вскоре обнаруживаю сидящего на верхушке одного из деревьев тетерева. Ага! Так вот кто является источником таких интересных звуков, теперь уже отчетливо слышных откуда-то снизу, из-под деревьев. Вспоминая прочитанные в охотничьей литературе статьи и рассказы, начинаю догадываться, что это похоже на тетеревинный ток! Но он же должен быть весной? Брачные игры на зиму? Не может быть! Только собственные глаза могут подтвердить или опровергнуть предположение.
        Раз на дереве сидит косачиный «сторож», значит подходить надо очень осторожно. Снимаю свою заплечную берестяную коробушку, ставлю её на пенёк, чтоб легче было потом отыскать. Срываю горсть начинающих оттаивать ягод бордовой брусники и кидаю в рот. Сладкая вкуснотища!!! Однако меня уже увлекает более интересное. Начинаю подход к разыгравшемуся впереди и пока скрытому от меня концерту.  Подходить приходится, скрываясь за густыми ёлочками, пробираясь сквозь заросли шиповника и мелкий кустарник. Осмотревшись, обнаруживаю еще трёх тетеревов, сидящих на деревьях поодаль. Впереди меня небольшая холмистая возвышенность, откуда и слышны эти звуки. Как назло, одетая на голову трёхцветная спортивная шапочка, на самой макушке имеет ярко-красный цвет. Успокаиваю себя тем, что сойду для маскировки за крупную ягоду. Снимать не хочется, кусты больно царапаются, и многочисленный пух иван-чая лезет в волосы. Останавливаюсь, чтоб оценить обстановку. Наверное лучше пробираться через высокую поросль высохших зарослей иван-чая и шиповника, вперемежку с кустиками осинки и ольхи. А действо то всё продолжается! Уже почти совсем рядом. Издающиеся впереди звуки просто оглушают. Сердце от волнения уже давно бьётся, как перестук колёс скорого поезда.
          Последние метры пробираюсь почти ползком. И вот!!! Осторожно приподнимаю свою «красноягодную» голову из-за куста шиповника. На верхушке бугра, на чистой ровной  поляне, образовавшейся на старой дороге, широким кругом расположились щегольски разодетые, в нарядных черных фраках с сиренево-зеленоватым отливом, с яркими гвоздичными бровям над блестящими бусинами глаз, лесные красавцы-косачи. А вокруг алмазными блёсткам сверкают снежинки инея на ещё не оттаявших кустах и траве! Несколько курочек, в своих обыденных коричнево-серых нарядах, испуганно жмутся к краю полянки. Некоторые из петухов, широко распустив полукругом крылья, почти чиркая ими землю, развернув лиру хвоста с пушистым белым подхвостьем, кружа и издавая булькающие звуки, делали короткие пробежки. Две пары самых крупных самцов истово дрались, разойдясь и вновь, с подскоком, сшибались друг с другом грудью. Перья летели по сторонам. От увиденного я застыл в немом изумлении. На моих глазах происходило настоящее лесное представление в исполнении замечательных артистов, хотя и птиц, но играющих самозабвенно, с полной самоотдачей! На фоне искрящегося серебром инея утреннего леса. Со всех сторон неслось чуфы-ши-и-и-и! И бульканье, бульканье … Насчитал только на земле около двух десятков птиц. Кавалергарды! Красавцы!
          Смотрел бы и смотрел! Но долго оставаться так близко нельзя, обнаружат.  Да и полусогнувшееся тело моё уже затекает. Ну что ж, самых заядлых драчунов-то, наверное, и надо утихомирить. Выцеливаю двух ярых бойцов, находящихся ближе других, и в момент очередной сшибки делаю выстрел. Всё пространство передо мной застилает густое сизое облако сгоревшего дымного пороха. По хлопанью крыльев слышу, как артисты лесного театра снимаются с места и улетают. Пробиваюсь сквозь дым  и вижу, что оба драчуна остались на месте. Один ещё немного вздрагивает крылом. Но что такое? На противоположной стороне ещё кто-то бьётся. Подбегаю к кустам и вижу в траве ещё одного лирохвостого красавца, душа которого пытается лететь вслед родовому семейству! Молодой петушок.  Видимо наблюдал за поединком  старших, стоя в зрительском круге.
          До сих пор удивляюсь, за что природа так щедро наградила меня, предоставив уникальную возможность увидеть такой прекрасный и сказочно красивый лесной спектакль. А потом ещё и подарила  три ценных трофея. День для меня удался! Найдя оставленный короб, разложил чёрных красавцев на зелёный ковёр брусничника, среди рдеющих на солнце ягод. Красотище!!! Не спеша развёл костерок. Наполнив водой из ручейка всегда носимую с собой жестяную баночку из-под персикового компота, поставил чаёк. Кинул туда брусничного листа с ягодой. Солнце уже поднялось и обогрело окружающий лес и всё сущее в нём. Сказка!
         Вскоре чай был готов. Попив ароматного целебного напитка, немного придя в себя от переполнявших меня положительных эмоций, собираюсь домой. Отыскиваю свой спрятанный в придорожных кустах мотоцикл и лесными дорогами отправляюсь в обратный путь.
         А за брусникой ещё приеду – в другой раз!