Автор Тема: Скоростной диапазон вездехода  (Прочитано 88586 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« : Марта 29, 2019, 02:33:18 am »
Коль скоро нет специализированного раздела для новичков, то пишу в этом разделе.
После обработки дополнительного материала и обсуждения темы с заинтересованными лицами материал в виде отдельной статьи будет изложен на моем сайте
http://off-roader.ru
Все, что излагается в этой ветке от моего имени излагается сугубо как личное мнение, не несет рекламной информации и предназначено сугубо для тех, кто не обладает нужными знаниями. Ни одно мое слово не может быть истолковано как навязывание моего мнения. Информация предназначена для расширения кругозора и выработки критического мышления, причем в первую очередь в отношении моих постов.
Всю поступающую информацию проверяйте и перепроверяйте, не поддавайтесь модным течениям. Вы строите свои вездеходы для себя и для своих условий проживания. 
По традиции оставляю за собой право не отвечать на неконструктивные вопросы.   
Сообщение понравилось: slva2000

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #1 : Марта 29, 2019, 02:35:34 am »
Порой вездеходу приходится выполнять возложенную на него функцию как в условиях самого тяжелого бездорожья, так и на дорогах общего пользования с твердым покрытием. Чем меньше минимальная скорость вездехода и больше максимальная скорость, тем более универсальным является вездеход. Для сравнения вездеходов с различными значениями минимальной и максимальной скоростей удобно пользоваться таким понятием, как скоростной диапазон вездехода. 

Под скоростным диапазоном вездехода есть смысл понимать отношение максимальной скорости вездехода к минимальной. Если сделать сокращения от английского словосочетания speed rate то получится аббревиатура SR.
Так сложилось, что для вездеходов, собираемых своими руками для сравнения такого важного параметра, как минимальная скорость, стали за минимальную скорость вездехода принимать значение скорости вездехода при числе оборотов двигателя 1000 об/мин и максимальном передаточном числе трансмиссии вездехода.
Естественно, что вездеход в целом ряде случаев может уверенно двигаться и при значениях оборотов двигателя, соответствующих его холостому ходу (и даже ниже). Но коль скоро у разных двигателей значения холостого хода могут ощутимо отличаться, то удобным является сравнение минимальных скоростей при одинаковом значении оборотов двигателей.

Эмпирически сложилось мнение, что хорошим вездеходом для движения по тяжелому бездорожью считается тот вездеход, который имеет минимальную скорость 1 км/час. И чем меньше это значение, тем лучше. Таких вездеходов – считанные единицы, и достигается этот параметр очень непросто.
Итак, минимальная скорость – 1 км/час – это ориентир, от которого и есть смысл отталкиваться в оценке скоростных свойств хорошего вездехода.
Если вездеход при минимальной скорости 1 км/час имеет максимальную скорость 40 км/час, то его скоростной диапазон составляет
SR = Vmax / Vmin = 40 км/час  / 1 км/час = 40.
Вездеход со скоростным диапазоном 40 – это хороший вездеход (при условии, что минимальная скорость составляет 1 км/час).
Если максимальная скорость вездехода 60 км/час, то при минимальной скорости 1 км/час его скоростной диапазон будет равен 60. Это уже отличный вездеход. Скоростной  диапазон больше 60 имеют единичные вездеходы.
Легко ли получить такой скоростной диапазон?   

Обратим внимание на то обстоятельство, что минимальная скорость определяется при числе оборотов двигателя 1000 об/мин (Nmin) при максимальном передаточном числе (ПЧ) трансмиссии, а максимальная - при максимальных паспортных оборотах двигателя (Nmax) и минимальном передаточном числе трансмиссии. Для ПЧ трансмиссии применимо сокращение TR (от английского словосочетания transmission ratio).
Вполне очевидно, что скоростной диапазон вездехода определяется только изменяемыми  параметрами трансмиссии и изменением оборотов двигателя. На основании этого получаем, что скоростной диапазон вездехода высчитывается также из уравнения:
SR = (Nmax / Nmin) х (TRmax / TRmin).

Посмотрим на различных примерах, какие скоростные диапазоны у известных автомобилей и вездеходов.
Трансмиссия Нивы.
SRniva = (5600 / 1000) х (3,67 / 0,82) х (2,125 / 1,2) = 5,6 х  4,48 х 1,78 = 44,7
Здесь отдельными сомножителями учтено изменение передаточных чисел КПП и РК.
Для тех, кому хочется получить скоростной диапазон от 1 до 60 км/час значение 44,7 маловато, но в целом трансмиссия Нивы неплохо подходит для создания хорошего вездехода.

Трансмиссия автомобиля или вездехода на базе двигателя с КПП ВАЗ-21083.
SRvaz = (5600 / 1000) х (3,636 / 0,784) = 5,6 х 4,64 = 26
Значение скоростного диапазона получилось плохое. К этому привело отсутствие раздаточной коробки.

Трансмиссия вездехода на базе популярного двигателя Kubota V1505 и КПП семейства ВАЗ-2108:
http://www.kubotaengine.com/assets/documents/15_v1505t_30.pdf
SRkubota = (3000 / 1000) х (3,636 / 0,784) = 3,0 х 4,64 = 14
Совсем плохое значение. К чему приводит? К тому, что если производитель вездехода на основе такой силовой установки заявляет, что у него максимальная скорость 45 км/час, то минимальная скорость у вездехода будет около 3 км/час.  Это означает склонность к повреждению верхнего слоя болота и зарыванию, особенно, если у колеса развитый протектор. Откровенно плохое значение скоростного диапазона вездехода приходится компенсировать большим диаметром колеса и агрессивным протектором.

Три простых примера убедительно показывают нам, что при конструировании вездехода лучше отдавать предпочтение решениям с большим изменением передаточного числа трансмиссии, особенно если планируется использование низкооборотных дизельных двигателей или двигателей с конструктивно низкими максимальными оборотами, например популярными двигателями Lifan.
Двигатели ВАЗ дают коэффициент изменения числа оборотов при определении скоростного диапазона 5,6, двигатели ИЖ – тоже 5,6, двигатели Lifan – 3,6, двигатели Kubota V1505 – 3,0. Разница между коэффициентами двигателей ВАЗ и Kubota почти в два раза. То есть, при проектировании трансмиссии для получения одинакового скоростного диапазона в схему трансмиссии с двигателем Kubota необходимо по сравнению со схемой трансмиссии с двигателем ВАЗ добавить раздаточную коробку.

Выводы: при создании трансмиссии вездехода для получения большого скоростного диапазона вездехода лучше использовать двигатели с большим изменениям числа оборотов. Схема трансмиссии должна включать как минимум КПП с числом передач 5 и раздаточную коробку. С учетом избыточной массы и избыточного крутящего момента дизельные двигатели лучше применять там, где при эксплуатации вездехода могут возникнуть проблемы с доступностью бензина, а также, если требования к квалификации водителя должны быть занижены.
Сообщение понравилось: slva2000

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #2 : Марта 29, 2019, 02:37:50 am »
Вариатор или МКПП?

Вариатор стали широко использовать, когда практически не осталось альтернативы двигателю Lifan при создании легких вездеходов. Вариатор, безусловно, удобен тем, что у него довольно широкий диапазон изменения передаточного числа (ПЧ).
Однако у вариатора есть и целый ряд недостатков. Один из недостатков уже неоднократно обсуждали. Суть его в том, что вариатор срабатывает при числе оборотов двигателя около 2200 об/мин, что в сочетании с максимальным ПЧ в момент срабатывания приводит к появлению в трансмиссии сразу практически максимального крутящего момента от двигателя, что перегружает трансмиссию и провоцирует вездеход к самозакапыванию на слабонесущих почвах.

Посмотрим, что дает вариатор с точки зрения скоростного диапазона вездехода.
По разным оценкам вариатор типа Сафари может иметь минимальное значение ПЧ от 0,9 до 1,0 и максимальное значение ПЧ от 3,6 до 4,0. Выберем максимально выгодные значения ПЧ вариатора типа Сафари, а именно диапазон изменения ПЧ вариатора от 0,9 до 4,0. Двигатель Lifan имеет максимальное значение числа оборотов 3600 об/мин. Вариатор срабатывает при 2200 об /мин. Следовательно, на выходе вариатора обороты при использовании двигателя Lifan будут изменяться в диапазоне от 2200 /  4 = 550 до 3600 / 0,9 = 4000 оборотов в минуту.
Диапазон изменения оборотов на выходе вариатора составит 4000 об/мин / 550 об/мин = 7,3.

Диапазон изменения оборотов двигателя Lifan составляет 3,6, а диапазон изменения числа оборотов на выходе вариатора составляет 7,3. То есть выигрыш от использования вариатора не так уж и велик с точки зрения изменения числа оборотов.
Если в качестве альтернативного варианта рассмотреть двигатель мотоцикла ИЖ, то его скоростной диапазон составит 5,6. Это лучше, чем 3,6 у двигателя Lifan на 56 процентов, но хуже, чем у вариатора с двигателем Lifan на 30 процентов.
Однако у двигателя ИЖ есть полноценное сцепление, которое позволяет изменять крутящий момент на колесе достаточно плавно, что очень важно при движении вездехода  на слабонесущих болотных покровах.
У двигателя ИЖ Планета-5 первая передача имеет передаточное число 3,88. В сумме с изменением числа оборотов самого двигателя мы получим коэффициент изменения числа оборотов на выходе КПП ИЖ 5,6 х 3,88 = 21,7, что намного больше, чем на выходе вариатора.
В сочетании с МКПП автомобиля двигатель ИЖ позволяет получить скоростной диапазон в районе 80, что очень интересно.

Выводы: использование вариатора с двигателем Lifan удобно для расширения узкого диапазона оборотов двигателя, но опасно появлением максимального крутящего момента на колесах вездехода в момент срабатывания вариатора. В ряде случаев применение вариатора позволяет отказаться от раздаточной коробки.
Однако вариатор с двигателем Lifan проигрывают в проходимости и скоростном диапазоне мотоциклетным двигателям ИЖ.
С учет непредсказуемого изменения передаточного числа на выходе вариатора, приводящего к пробуксовке колеса (или гусенице) при потере сцепления колеса с почвой, более предпочтительным может оказаться использование вместе с двигателем центробежного или традиционного узла сцепления. Но это может привести к более частому переключению передач. Тут каждый выбирает по своим предпочтениям и практике использования вариатора.

Оффлайн dvbaxmetiev

  • Участник форума
  • **
  • Сообщений: 31
  • Имя: дмитрий
  • Откуда: красноярск
  • Техника: сибирь 2\2, 3\3.
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #3 : Марта 29, 2019, 06:57:52 am »
Очень познавательно. Я несколько лет назад построил трайк полноприводный, на вариаторе, покатался, людям нравится, но что то не хватает. И скорость не очень и тяга не особо, снял варик, поставил  сцепление и кпп. Сразу произошло чудо. Скорость выросла на треть, тяга увеличилась просто неимоверно. С тех пор на варик смотрю как бы так помягче , как на неполноценную бюджетную альтернативу кпп
В прошлом году мотобуксировщик делал на сцеплении и кпп, а этой зимой решил поэкономить и построил на варике. После коробочной ,на варике по ощущениям в сравнении с кпп это ущербнейшее изделие. К новому сезону меняю варик на кпп со сцеплением.
Вобщем тема вариатора у меня исчерпана и закрыта как тупиковый этап.
Решил посчитать почему это так, если в начале поста эмоции и впечатления, то ниже математикадопустим у нас одинаковый мотор, далее пустое место, далее звезды на гусе и ее ведущая одинаковы.
А в пустое место мы по очереди ставим варик или кпп
Момент срабатывания сафари и сцепы примерно одинаковы. В районе 2200
Итак поехали. Изменение передаточного сафари 1\3. Максимальный крутящий момент на 2450 об. Минимальный на максимальных оборотах мотора
Изменение передаточного кпп от марки в среднем 3,8-4,2. Возмем минимальное 3.8. Макс крутящий момент на 1 пер, минимальный на 4.
Лифан 15 лс. Крутящий момент согласно таблице на 2500 об -25н/м. На 3800 -22н/м. По паспортным данным
Итак присоединяем варик и кпп
Варик 25н/м*3=75
Кпп 25н/м*3.8=95
Т.е более 20% крутящий момент при кпп выше чем при варике на минимальной скорости
Далее вваливаем газ и разгоняем на максимальные обороты. Кпп передаточное не меняе. Мы на 1 передаче едем
Варик на макс оборотах передаточное меняет на минимальное =1
Варик 22н/м*1 = 22 н/м
Кпп 22н/м*3.8=95 н/м
95\22= 4,3. Тоесть на кпп наша собака имеет крутящий момент более чем в 4 раза.
Т.е для того, чтобы одна и та же машина шла варик - кпп на равных, на варике мотор нужен в 4 раза мощнее.
Далее скорость. Те же вводные. Передаточное кпп 3,8 варик 3 это разница точно считать не стану процентов 25.
На практике все это так. У меня собака на короткой гусе 500 ширина с мотором 15 лс шла 40 с небольшим км/ч, с кпп под 60.
Сообщение понравилось: val_001

Оффлайн Михайлович

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 7230
  • Имя: Юрий .
  • Откуда: Рядом Караганда .
  • Техника: ??
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #4 : Марта 29, 2019, 07:11:19 am »
Выводы: при создании трансмиссии вездехода для получения большого скоростного диапазона вездехода лучше использовать двигатели с большим изменениям числа оборотов. Схема трансмиссии должна включать как минимум КПП с числом передач 5 и раздаточную коробку.
Теория конечно хороша Валерий , конструктивный подход ко всему выше изложенному имеется ?

Оффлайн Петрович11

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 1626
  • Откуда: Куминский
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #5 : Марта 29, 2019, 11:28:37 am »
Да достали уже с этим утверждением, что вариатор срабатывает при 2200 об/мин. Ну а что мешает сделать так, чтобы вариатор срабатывал при 1500 об/мин? Да ничего. Сделать это достаточно просто. Ставим на ведущем шайбу с отверстиями с резьбой. В эти отверстия вкручены болтики с контрагайкой. В результате подвижный диск ведущего можно поджимать так, что вариатор и при холостых оборотах будет крутить ремень. То есть, работать как клиноремённая передача. Ну и это дополнительно позволит регулировать  расстояние между тарелками при износе ремня. На малых оборотах такой вариант работает как ремённая передача. При повышенных оборотах - как вариатор. И нет никаких рывков трансмиссии. Конечно, создаёт некоторое неудобство, отсутствие сцепления. Но и сцепление сделать достаточно просто. Я уже приводил пример на видео. Рычаг с подшипником не даёт выйти ремню из ведомого. В результате ремень ослабляется и ремень не крутится. Когда поставлю самодельную ижевскую коробку с задней скоростью, то на своём вездеходе сделаю именно так. Потому как приспособа, об которой я также писал, просто не входит - мешает боковая стенка.

После коробочной ,на варике по ощущениям в сравнении с кпп это ущербнейшее изделие.

Глупости.
Сообщение понравилось: Лесник-61, Юрий., евгеха, konkor75

Оффлайн Евген 66

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2143
  • Имя: Евгений
  • Откуда: Свердловская область-ХМАО.
  • Техника: 4*4 маленький к-700
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #6 : Марта 29, 2019, 12:23:39 pm »
Вариатор изменяет передаточное число пропорционально оборотам и нагрузки ,при том диапазон скоростей выходит выше чем с МКПП . С МКПП к примеру на 1 передаче скорость будет от 2 до 5 км в час и при том двигатель будет орать на повышенных оборотах а при  переключении на 2 передачу вездеход сразу встаёт так как наката нет и мы получаем ущербное движение на одной передаче и скорости . С вариатором же мы можем иметь диапазон от 0 до 10 км на первой передаче  на удобных приятных не режущих слух оборотах двигателя , вариатор сам подберет оптимальный режим работы .

Оффлайн didulya

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 8531
  • Откуда: сокол
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #7 : Марта 29, 2019, 13:22:51 pm »
двигатели Lifan – 3,6
Вот это под сомнением,обороты ХХ Лифан выше 1500 об. обычно. ::undecided:::

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #8 : Марта 29, 2019, 14:28:38 pm »
Что нам может дать в практическом плане такой параметр, как скоростной диапазон вездехода (или просто SR)?

Прежде всего отметим, что значение SR никак не зависит от того, является ли вездеход переломкой, бортповоротником или вездеходом автомобильной компоновки. Он не зависит от размеров колес, параметров мостов и прочих статичных параметров вездеходов. Он зависит только от диапазона изменения оборотов двигателя и величины изменения передаточных чисел коробки переключения передач и раздаточной коробки.
Именно этот оторванный от конкретики конструктива вездехода параметр позволяет еще до начала конструирования вездехода оценить скоростной потенциал вездехода и в дальнейшем внести поправки уже в конструкцию вездехода с целью усиления тех или иных свойств. Этот параметр позволяет понять возможные пути развития той или иной схемы вездехода.

Как мы уже выяснили, вездеход с SR = 40 – это хороший вездеход. При этом если минимальная скорость вездехода составит 1 км/час, то максимальная скорость составит 40 км/час, и вездеход с полным основанием может претендовать на название снегоболотоход (если колеса, конечно, будут соответствовать) с приличной максимальной скоростью. Если минимальная скорость составит 2 км/час, то максимальная скорость составит 80 км/час, и такой вездеход фактически является «покатушечником» с приличной проходимостью на тяжелом бездорожье.
Если минимальная скорость вездехода составляет 3 км/час, то большой скоростной диапазон теряет смысл. Можно смело уменьшать его до значения 15 – 20. В результате получим унылый гряземес, который при каждом удобном случае (особенно при использовании дизельного двигателя) стремиться сорвать верхний слой почвы болота и перемесить все, что только можно перемесить. Удел таких вездеходов в плане развития – бесконечное увеличение диаметра колеса и агрессивности протектора. Зато простая схема трансмиссии и минимальные требования к квалификации пилота такого аппарата. Вытянет везде, хоть и за счет экологии окружающего пространства.

Как мы видим, весь драматизм борьбы за конструкцию хорошего вездехода находится около значения 40 параметра SR и в пределах 1 – 3 км/час значения минимальной скорости вездехода.

Рассмотрим и оценим с точки зрения перспективы одну из самых популярных схем трансмиссии вездехода с применением двигателя и КПП от автомобиля Ока, раздаточной коробки от Нивы и мостов хоть от ВАЗ, хоть от УАЗа (или Газели).
Схема сложилась эмпирически, очень хорошо себя зарекомендовала, и произошло это очень обоснованно.
Пока возьмем самый простой вариант, когда используется часть трансмиссии Нивы в виде раздаточной коробки и мостов, двигатель Оки с КПП и колеса типоразмера ГАЗ-66 (см. рисунок).
 
Диапазон изменения числа оборотов двигателя составляет 5,6, диапазон изменения передаточных чисел КПП составляет 3,7, диапазон изменения передаточных чисел раздаточной коробки составляет 1,78.
Следовательно, скоростной диапазон вездехода составит
SR = 5,6 х 3,7 х 1,78 = 37
Это практически соответствует критерию хорошего вездехода.
Минимальная скорость вездехода при использовании обозначенных на рисунке узлов и деталей составляет 1,35 км/час, максимальная – 50 км/час.

По диаметру и объему колес такой вездеход не подходит к понятию снегоболотоходов, но это уже и далеко не «покатушечник».
При желании это можно назвать горным вездеходом, который будет себя достойно вести как на местности с развитым рельефом, так и на асфальте.
По всем параметрам такая схема трансмиссии очень достойная и обречена на очень долгое существование и бесконечные репликации.

Варианты модернизации такой схемы очевидны и хорошо известны. Вместо мостов ВАЗ можно поставить мосты от УАЗа или Соболя с большим, чем у мостов ВАЗ передаточным числом и колеса 1300 мм. Минимальная скорость почти не изменится, но вездеход получит выраженные болотоходные свойства. Вместе с мостами можно заменить и раздаточную коробку на РК УАЗ (а если повезет, то ГАЗ-69) или приобрести комплект шестерен для раздаточной коробки Нивы, позволяющий сделать понижение до значения 3.
Эти меры приведут к понижению минимальной скорости до значения 1 км/час, что еще больше увеличит болотоходные качества вездехода.
В общем, лучше этой схемы для не совсем легких вездеходов исходя из реалий ценовой доступности узлов и агрегатов, на сегодняшний день придумать совсем непросто.
Да и не нужно.
Сообщение понравилось: slva2000

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #9 : Марта 29, 2019, 14:37:27 pm »
Теория конечно хороша Валерий , конструктивный подход ко всему выше изложенному имеется ?
Так это только начало. В планах рассмотреть все популярные схемы вездеходов и сделать определенные рекомендации. Желательно не только мои, а по большей части авторитетные от практиков с обоснованием позиции.
Дмитрий уже подтянулся. Ценю и уважаю его мнение как практика, даже если его позиция для кого-то не является удобной и даже правильной. Но так на то и спор и обмен мнениями, только желательно без эмоций.

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 3773
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #10 : Марта 29, 2019, 14:49:50 pm »
как на неполноценную бюджетную альтернативу кпп

Я пока ничего еще не построил, но не вижу в этом утверждении ничего крамольного:
да вариатор это неполноценная, бюджетная (и легкая  ;)) альтернатива АКПП.  И таки да, лучше его ставить со сцеплением ибо настраивая его на холостой ход - диапазон мы теряем.

А теперь давайте подумаем - хорошо выше описанное или плохо
1. все понимают что построить вездеход на одной КПП очень сложно - почти невозможно. Причина - название этой темы ::cheesy:::.
2. даже схема КПП + раздатка часто не дает необходимого диапазона, ибо раздатка это агрегат с авто техники и обычно имеет диапазон 1.5-1.8 между скоростями. Очень немногие раздатки имеют диапазон больше 2х (обычно они относительно дороги)
3. схема с 2мя КПП имеет целый ряд недостатков (вес ... габарит) .. То что вторая КПП обычно оказывается перегружена по моменту адски (спасает ее обычно буксование колес ...)


Так что в этом смысле вариатор выглядит интересным и, наверное по этому весьма широко применяется.


Понятно что использовать малообъемный двигатель с АКПП а потом еще что то с диапазоном 3-3.5 грамотней, только выбор доноров сильно ограничен ::thinking:::

Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #11 : Марта 29, 2019, 14:54:57 pm »
Вариатор изменяет передаточное число пропорционально оборотам и нагрузки ,при том диапазон скоростей выходит выше чем с МКПП . С МКПП к примеру на 1 передаче скорость будет от 2 до 5 км в час и при том двигатель будет орать на повышенных оборотах а при  переключении на 2 передачу вездеход сразу встаёт так как наката нет и мы получаем ущербное движение на одной передаче и скорости . С вариатором же мы можем иметь диапазон от 0 до 10 км на первой передаче  на удобных приятных не режущих слух оборотах двигателя , вариатор сам подберет оптимальный режим работы .
У меня акцент несколько иной. Я пытаюсь оценить в цифрах, что такое вариатор и "с чем его едят".
Пока получается. что диапазон изменения числа оборотов с допущениями в пользу вариатора комплекта Lifan + вариатор Сафари составляет 7,3 (на самом деле он будет не более 7).
Диапазон изменения числа оборотов двигателей ИЖ и Ока составляет 5,6.  С учетом оборотов холостого хода он составит 7.
То есть цифры практически равны.
Но. Двигателей Иж практически осталось мало, а новых просто нет. Двигатель от Оки - это для более тяжелых вариантов вездеходов.
Фактически мы остались без выбора, и в этой ситуации вариант Lifan + вариатор - это, безусловно, находка.
Но находка со своими естественными недостатками - это максимальный крутящий момент на старте и склонность к разгону пробуксовки при срыве сцепления движителя с почвой. В последнем случае ситуация даже хуже, чем с дифференциалом. У дифференциала при пробуксовке - увеличение угловой скорости в два раза, а у вариатора - в четыре.
Поэтому, каждый из вариантов обладает своими преимуществами и недостатками. Нет абсолютных решений.
Вариатор намного удобней в управлении, вероятность заглохнуть двигателю с вариатором намного меньше. Это действительно очень удобно.
Поэтому просьба высказываться исходя из личного опыта и максимально терпимо друг к другу.


Оффлайн val_001

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Имя: Валерий
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Техника: разная
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #12 : Марта 29, 2019, 15:37:33 pm »
Варик на макс оборотах передаточное меняет на минимальное =1
Все, наконец вроде как мысль понял. До сих пор мешало то обстоятельство, что в случае с вариатором и центробежным сцеплением применяется один двигатель - Lifan.
Переиначивая под нашу ситуацию получается, что скоростные диапазоны двигателя ИЖ и комплекта Lifan + вариатор различаются не принципиально, а внешние скоростные характеристики отличаются разительно: на валу двигателя ИЖ крутящий момент изменяется немного, а на выходе вариатора крутящий момент меняется в четыре раза в зависимости от числа оборотов вала. То есть, на валу двигателя ИЖ внешняя скоростная характеристика относительно пологая, а у вариатора крутопадающая.
Вроде и мысль очевидная, и в голове моей она совсем не находила себе места. "Эх Семен - Семеныч..." (С).
Суровый и очень принципиальный момент. Буду много думать. 
Во всяком случае теперь понятно, почему на Ваших роликах такая разительная разница в проходимости изделий с вариатором и с КПП.
Вариатору тупо не хватает крутящего момента. Отсюда сброс скорости, отказ ехать в горку и далее вплоть до прилипания. Вот такая автоподстройка вариатора под внешние условия.
« Последнее редактирование: Марта 29, 2019, 15:42:25 pm от val_001 »

Оффлайн Евген 66

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2143
  • Имя: Евгений
  • Откуда: Свердловская область-ХМАО.
  • Техника: 4*4 маленький к-700
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #13 : Марта 29, 2019, 15:58:38 pm »
val_001,  У вас имеется опыт владения техники с вариатором? Вот читаю и немогу с реальностью сравнить .  ::thinking:::
Неправильная работа вариатора  возможна лишь при неправильной настройке и подборе передаточного числа трансмиссии .
Сообщение понравилось: Скат, евгеха

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 3773
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #14 : Марта 29, 2019, 16:03:33 pm »
То есть, на валу двигателя ИЖ внешняя скоростная характеристика относительно пологая, а у вариатора крутопадающая.

Да это так.

Видимо вариатор не следует использовать как "ходоуменьшитель" т.е. видимо его следует пользовать как устройство перекидывающие передачи при резком возрастании нагрузки или ... понимажющее обороты при снятии нагрузки

т.е. считать трансмиссию с п.ч. вариатора порядка 1.5 ::shy:::
если при таком п.ч. на этапе вариатора минимлка выходит... скажем 1.5 , лучше 1... ну даже 2 км\ч то все нормально должно быть.


Единственный минус - трансмиссия ТОЧНО получиться перегруженной по моменту, но тут уже ничего не сделаешь... математика  ::undecided:::

Оффлайн AntiTAZ

  • Участник форума
  • ****
  • Сообщений: 470
  • Имя: Андрей
  • Откуда: Советский ХМАО
  • Техника: Собака Баскервилей 4х2, Глухарь 4х4
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #15 : Марта 29, 2019, 16:03:44 pm »

Вариатору тупо не хватает крутящего момента. Отсюда сброс скорости, отказ ехать в горку и далее вплоть до прилипания. Вот такая автоподстройка вариатора под внешние условия.

Вариатор обычно ставят дополнительно к МКПП, а не вместо, соответственно мы имеем крутящийся момент как с МКПП + гибкость вариатора, "я так думаю" (с)
Сообщение понравилось: Евген 66, Вячеслав., евгеха

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 3773
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #16 : Марта 29, 2019, 16:07:09 pm »
Вариатор обычно ставят дополнительно к МКПП, а не вместо,

Если исходить из требований данной темы - минималка 1 к\ч максималка 30 км\ч
то эта формула (для Лифана) будет вариатор, КПП, раздатка   ::thinking:::... ну или как минимум ходоуменьшитель еще где то надо внедрять  ибо 1 км\ч на схеме вариатор кпп ГП - мосты обычно не получить.
Сообщение не понравилось: Максим леонидович

Оффлайн Евген 66

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2143
  • Имя: Евгений
  • Откуда: Свердловская область-ХМАО.
  • Техника: 4*4 маленький к-700
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #17 : Марта 29, 2019, 16:12:08 pm »
Вариатор обычно ставят дополнительно к МКПП, а не вместо, соответственно мы имеем крутящийся момент как с МКПП + гибкость вариатора, "я так думаю" (с)
У лифана 2 цилиндра крутящий момент 40 н.м ,у вариатора п.ч около 3 , выходит что МКПП Ваз  подходит по крутящему моменту очень хорошо . Не зря японцы на своей спецтехнике используют ременную  передачу от ДВС к трансмиссии  а они не дураки ! Я считаю что эта тема незаслуженно  критикуется ,для техники до 1,5 тонны ремень и вариатор отличная вещь и к тому же с хорошим ресурсом и ремонтопригодностью..

Оффлайн Евген 66

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 2143
  • Имя: Евгений
  • Откуда: Свердловская область-ХМАО.
  • Техника: 4*4 маленький к-700
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #18 : Марта 29, 2019, 16:21:19 pm »
Если исходить из требований данной темы - минималка 1 к\ч максималка 30 км\ч
то эта формула (для Лифана) будет вариатор, КПП, раздатка   ::thinking:::... ну или как минимум ходоуменьшитель еще где то надо внедрять  ибо 1 км\ч на схеме вариатор кпп ГП - мосты обычно не получить.
С весом вездехода до 1,2 тонны минималку с вариатором можно задавать 2-2,5 км.ч , так как нулевая скорость может задаваться проскальзыванием  ремня что практически безвредно  если кратковременно.

Оффлайн SLOW

  • Участник форума
  • *****
  • Сообщений: 3773
  • Имя: Сергей
  • Откуда: СПб
  • Техника: пока что инет ;)
Скоростной диапазон вездехода
« Ответ #19 : Марта 29, 2019, 16:56:16 pm »
можно задавать 2-2,5 км.ч , так как нулевая скорость может задаваться проскальзыванием  ремня что практически безвредно  если кратковременно.

Да все можно "если осторожно" (с)

Я говорю о другом - если поставить после вариатора до КПП еще одно понижение .. раза в 1.5 - 2 то сразу вопрос с минималкой снимается.
Максималка легко поднимается 5й от Юрича 1*11.

да теоретически выглядит безграмотным - типа КПП перегружена раза в 2...
но вот если еще внедрить сцепление  ::thinking::: (а готовые киты есть) то получаем агрегат у которого
еть нужный диапазон (без проскальзывания)
есть предохранительный клапан - сцепление

И, думаю, что крутящего момента хватит - тупо момент сцеплиния 2108 (может взять какое помощнее 10е) , на передачи КПП на ГП (можно 5.1 купить) и на мост достатоно должно быть.

Да получается что сцепление "слабое место" и значительная часть момента Лифана (2ц) будет резаться там... Но мне кажется что пробуксовки в сцеплении не будет (ну если с головй ехать) а отсутствие на колесах момента от КРАЗА не несет никакого вреда, кроме пользы.
мы делаем такое адское понижение не ради "супер момента" а ради диапазона скоростей и достаточного момента во всем диапазоне скоростей.

 

Расчет и моделирование трансмиссии вездехода

Автор Леха

Ответов: 37
Просмотров: 42896
Последний ответ Ноября 18, 2023, 22:14:49 pm
от лесник 83
Выбор мостов для вездехода

Автор maxim

Ответов: 167
Просмотров: 90164
Последний ответ Июня 06, 2019, 20:42:41 pm
от Axelrock5555
3-х вариаторная трансмиссия для вездехода.

Автор Петрович11

Ответов: 19
Просмотров: 7320
Последний ответ Января 21, 2015, 12:17:42 pm
от Riper69
Трансмиссия для среднемоторного вездехода

Автор plakdon

Ответов: 1
Просмотров: 4307
Последний ответ Декабря 15, 2018, 08:36:51 am
от Михайлович
Выбор КПП для вездехода

Автор sandro

Ответов: 17
Просмотров: 7214
Последний ответ Июня 24, 2015, 14:44:11 pm
от sandro